Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

хлеб

Большой энциклопедический словарь

ХЛЕБ - пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей (анис, тмин и прочее ). Содержит до 56% углеводов (в основном крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом группы В). Энергетическая ценность 100 г хлеба до 1,4 МДж (347 ккал).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова(посл.).
» хлеб - хлеб тоже, что и пропитание Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ( устаревший, устаревшая форма и прост.).
» хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
» хлеб - хлеб средства к существованию, заработок Эта работа - верный х.
» хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.
» хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также в переносном значении : о пропитании, пище вообще).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ХЛЕБ - малый или мужской род колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства; хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хмеба множественное число Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хмеб не снят еще, не сжат. Кочевники хлеба не сеют. Хлеба красуются, цветут. Хлеб Божий дар. С этой земли снято два хлеба, два года сряду, озимый и яровой.
» ХЛЕБ - Растенье это в снопах, копнах, кладях, снятое уже с поля, или чистое зерно его, вымолоченное. У нас отжались, а еще хлеба не убрали, не свезли, хлеб в поле. Хлеб на гумне, свожен и сложен. Хлеб в амбаре, в сусеке, вымолочен и ссыпан. По пристаням хлеб закупают, цены подымаются.
» ХЛЕБ - Мучное печенье из кислого теста, печеный хлеб, готовый на пищу. Ставить хлебы, месить и заквашивать. Хлеб не взошел, не выпечен, с закалом. Хлеб, черный, ржаной, а пшеничный: белый, калач, пирог, булка и прочее
» ХЛЕБ - Всякая пища человека, харчи, продовольствие. Заработать на хлеб. Жить на своих, на хозяйских хлебах, на пище. Свой кусок хлеба, достаток.
» ХЛЕБ - Хлебы, у кожев. квасы, броженый затор для выделки шкур. Кожи в хлебах, еще из хлебов не вышли.
» ХЛЕБ - Все вообще насущные, житейские потребности. Дать кому хлеб, обеспечить доход. Отнять у кого хлеб, лишить места или промысла, способов жизни. Вперебой рядиться друг у друга хлеб отбивать. Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Наш хлеб трудный, промысел. От этой работы хлеба не жди, не перепадет, не наживешься. О хлебе не жить, да и без хлеба не быть. Хлеб животный, Спаситель, вера в Него и жизнь по Нем; пища духовная. Хлебы предложения, 12 хлебов, кои возлагались по субботам ветхозаветными священниками на трапезу скинии и иерусалимского храма. Богородицын хлеб, просвира, вынимаемая в честь Ее. Просим нашего хлеба есть, обедать. По хлебу ходить, да хлеба не есть! о поживах по должности. Хлеб хлебу брат; хлеб на хлеб вабит, взаимн. хлебосольство. Его и хлебом не корми, а сделай то и то. Хлеб от рук отбивается, нет заработков. Только ангелы с неба не просят хлеба. Хлеб везде хорош, и у нас, и за морем. Хлеб дар Божий, отец, кормилец. Хлеббатюшка, кормилец. Хлеб батюшка, водица матушка. Даст Бог хлеб и воду (после болезни): хлеб выкормит, вода вымоет. Бог на стене, хлеб на столе. Хлеб всему голова. Ржаной хлеб всему голова. Рыба вода, ягода трава, а хлеб всему голова. Хлебушка калачу дедушка (ржаной пшеничному). Ел бы богач деньги, кабы его убогий хлебом не кормил! Дай Бог покой да хлеб святой! От хлеба хлеба не ищут. Хлеб спит в человеке, сытость сон дает. Хлеб греет, не шуба. Хлеб да крупы, на здоровье, лупи! Хлеб за брюхом не ходит. Ищи как хлеба ищут. Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу. Надо хлеба и на после обеда. Что нам хлеб, были бы пироги! Ешь хлеб в поте лица. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. Хлебом сыты, хлебом ( то есть вином) и пьяны. Вино веселит, а хлеб спит. И пес перед хлебом смиряется. На хлеб не станет, а на вино станет. Нет питья лучше воды, как перегонишь ее на хлебе! Полюби Андревну (соху), будешь с хлебом. Где хозяин ходит (прошел), там и хлеб родится (уродился). Эту беду можно с хлебом съесть. Работные дети отцу хлебы. Как хочешь зови (как ни зови, хоть чертом зови), только хлебом корми. Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь! Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без хлеба смерть, без соли смех. Худ обед, коли хлеба нет. Без хлеба не обед. Не будет хлеба, не будет и обеда. Не в пору и обед, как хлеба в дому нет! Плевать на обед, коли хлеба нет. Без хлеба, без соли никто не обедает. Без хлеба и у воды худо жить. Без хлеба на воде ноги жидки. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай. Палата бела, а без хлеба утла (в ней беда)! Хлеб на стол, и стол престол; а хлеба ни куска и стол доска! Хлеб да живот, и без денег живет (коли есть хлеб да скот, не надо и денег). Богат, богат а без хлеба не крестьянин. Хлеба нет, так и друзей не бывало. Всякая погудка ко хлебу добра. Как хлеб да квас, так и все у нас. Хлеб на хлеб снять ни молотить, ни веять ( то есть не покидая пару). Хлеб в пути не тягость. Пирог с молитвой без начинки (хлеб). Хлеб черствый обед честный. Хлеб да вода, крестьянская (бурлацкая, казацкая, солдатская, мужицкая) еда. Хлеб да мякинаСамсона сила. Хлеб да вода блаженная еда. Хлеб да вода хоть кому так промнут бока. Родись человек, и краюшка хлеба готова (крестьяне землю делят по душам). Голодной куме хлеб на уме. Люди за хлеб, так и я не слеп. Каков ни есть, а хлеб хочет есть. Каков ни будь урод, а хлеб несет в рот. Не я хлеб ем, меня хлеб ест ( говорится, говорят семьянин). Один, хлеба не съешь. Сам хлеба не стоит, а еще вино пьет! С горя не убиться, хлеба не лишиться. Мужик на счастье сеял хлеб, а уродилась лебеда! Полувейный хлеб не голод. Сыта Улита, а хлеб цел. Дали хлеб, так не веян! Всем сытым быть, так и хлеба не станет. Не твой хлеб кушаю, не твои речи слушаю. Без хлеба святого все приестся. Калач приестся, а хлеб никогда. Ну тебя, кроме хлеба святаго! Не о хлебе едином жив будеши, Еванг. У хлеба и крохи, о поживе. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Теля умерло хлеба прибыло ( то есть не надо кормить). Не хвались слуга бегом, а господин хлебом. Не пиры пировать, коли хлеба засевать. Хлеб или ложка за обедом выпадет гость спешит. Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь. Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи). Еду, еду следу нету (вода), режу режу крови нету (хлеб). Зубы во время еды скрипят на чужой хлеб. Без кореньев растет, без костей встает (хлеб). Разбуди меня, мама, завтра пораньше! "Что так?" Да вот хлебушкато ломоть доесть: теперя уж не смогу! Хлеб в печи раздвоился к отлучке одного из семьян. Белый хлеб печется с головою к безголовью ( то есть коли сбоку вылезет ком). Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится. Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: подымайся выше! Кто плесневой хлеб ест, хорошо плавать будет и не станет бояться грозы. Когда один хлеб вынуть раньше прочих и разрезать его, то все хлебы испортятся. Борис и Глеб сеют хлеб. Борис и Глеб поспел хлеб, 24 июля. На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за жнитво). На сверху Бориса сам боронися (не ко 2му ли мая?). Лишиться (решиться) хлеба, потерять аппетит. Пятачный хлебец. Артельный хлебища. Мякинный хлебишка. Как жить, как бы хлебушка добыть! Земляной хлеб, съедомый лишай или порост киргизское, слово киргизского происхождения степи, Parmelia esculenta.
» ХЛЕБ - Хлебец, хлебина, пчеловод. цветень, обножка, уложенные в особые ячейки сотов, для корму чери. Хлебенный и хлебный, к хлебу относящийся , а хлебенный также ко хлебне относящийся Хлебный год, урожайный корм. Хлебная торговля подошва, лучший разбор амбар запах посев руга, дача деньги, на пищу закваска вино, водка сторона, обильная хлебом место, дело, выгодное, доходное. Все те дворы: сытенный, кормовой, хлебенный, житенный ведомы в приказе большего дворца, Котошихин У этого дела хлебно жить, выгодно, доходно. Где хлебно да тепло, там и жить добро. Хлебенная, хлебная или хлебня женский род хлебопекарня, заведенье, где печется, а иногда и продается хлеб.
» ХЛЕБ - Хлебня, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор лукошко или дуплянка, в коей носят харчи.
» ХЛЕБ - Тул.нов. гумно, где ставят одонья, молотят. Хлебистый мужик, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор с хорошим запасом хлеба. Хлебенное псковское хлебенье средний род всякого рода мучное печенье, пироги и пирожное. Хлебана женский род пчелиный корм, перга, цветень с медом в ячейках, особ. для корма детвы, чери. Хлебины множественное число смотрите также хлебать; но быть может, что слово это от хлеба. Хлебник ница, кто печет и продает хлеб.
» ХЛЕБ - Хлебник, хлебное вино, водка.
» ХЛЕБ - Скотина, кормленная на убой хлебным кормом. Бычок хлебничок.
» ХЛЕБ - Амбарная мышь.
» ХЛЕБ - Хлебный, настольный нож, псковское
» ХЛЕБ - Хлебница сибирское хлебня архангельское; архангельская губерния, архангельский говор хлебенка, лукошко или корзина с крышкой, где держат хлеб.
» ХЛЕБ - Хлебница, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор задница.
» ХЛЕБ - Растенье Calla palustris, красуха, белокрыльник, вахтовник.
» ХЛЕБ - Растен. Butomus umbellatus. Хлебников ницын, что лично их; ничий, к ним относящийся Хлебарь старый, старая форма имени хлебник, хлебопек. Хлебить архангельское; архангельская губерния, архангельский говор угощать новобрачных?
» ХЛЕБ - Хлебить, позывать на еду. Больного стало хлебить. При соли хлебится ярославское естся, позывает на еду. Хлебничать, промышлять хлебничеством, хлебопеченьем. Хлебенка, растение Sanguisorba, смотрите также катышки. Хлебоедка, растение Brunella, смотрите также еромыч. Монастырский хлебодар малый или мужской род раздаватель печеного хлеба братии дарный ныне год давец, Бог. Хлебозор м зорка женский род сев. восточный отдаленная молния, зарница, во время цвета и налива хлеба пашество средний род земледелие, обработка земли, посев, жатва, молотьба или все хозяйство для получения зернового хлеба и занятие это пашный пахотный, к хлебопашеству относящ пашец, мужик, крестьянин, земледел делец, селянин, пахарь. Ты вашец, я вашец (барин), а кто же будет хлеба пашец пашествовать пашничать, земледельничать пекарня пёкня, заведенье для хлебопеченья пекарь м пёк или печец, кто месит, ставит и печет хлеб, хлебник; пекарев пёков, что лично его; пекарский, к нему относящ печный, к хлебопекарству, хлебопеченью относящийся. Не хлебопеки, а хлеб едим плод малый или мужской род растение Artocarpus продавец м вица женский род хлебник или разносчик от него; а также
» ХЛЕБ - торгующий зерновым хлебом, хлеботорговец. Хлебород перед строгой зимой родный год, урожайный; земля, тучная родимая арх резный нож, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор особый. Хлебоестцы ядцы, псковское взаимные хлебосолы. Хлебсоль, хлебосоль ж обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, и угощенье. Хлебсоль водить, знаться, дружиться с кем. Я помню твою хлебсоль. Хлебсоль взаимное дело. От хлебасоли не отказываются. Не слушай хлебсоль, говорится, говорят за столом при речи непристойной. Хлеб да соль, и обед пошел! Без хлеба соли обедать не садятся. Хлеб соль кушай, а добрых людей слушай. Хлеба ни куска, так и в горле тоска. Молода: хлебомсолью отца мать не объела. Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы). Хлебсоль да камень за пазухой носи. Не за хлебомсолью сказано (дурное слово). После хлебасоли добрые люди семь часов отдыхают. Хлебсоль платежом красна. Хлеба б те в брюхо! шуточно, шутливо брань. Хлебсоль на столе, а руки свое(и). Хлебсоль ешь, а правду режь (или: а правдуматку режь). Хлебсоль водить не безмен носить (не с безменом ходить). Хлебьсоль не бранится (не бранит). Боронись хлебом солью. Хлебсоль заемное (взаимное, отплатное) дело. От хлебасоли не отказываются. Кинь хлебсоль назади, очутится впереди. Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве). Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлебсоль помнит. За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)! Хлебсоль! или хлеб да соль! пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: просим! или шуточно, шутливо ешь, да свой! Хлебосольство средний род радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угошать их, держать открытый стол и давать званые обеды сольный хозяин, хлебосол солец м солка женский род радушный угощатель.
» ХЛЕБ - Хлебосолка, сев. столешннк, скатерть. Скатертьхлебосолка, сказочное; встречающееся в сказках которая сама кормит сольничать, жить открыто, принимать радушно, угощать торовато посетителей. Хлебоед малый или мужской род хлебоежа существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное дармоед, тунеяд дец, неработник, дармовой нахлебник. Хлебоедов полна изба, а работников ни одного.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

хлеб - смотрите также заработок, пища || все едино, что хлеб, что мякина, добывать хлеб, жить на хлебах, из семи печей хлеб есть, и хлебом не корми, а сделай что-либо, кусок хлеба, отбивать хлеб, хлеба, хлеб-соль

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ХЛЕБ - хлеба, множественное число хлебы, хлебов, и хлеба, хлебов, малый или мужской род
. . . 1. только единственное число Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. Белый или пшеничный хлеб. Печеный хлеб. Ситный, хлеб. Пеклеванный хлеб. Есть хлеб с маслом. Килограмм хлеба. Куски хлеба.
. . . 2. (мн. хлебы). Такой продукт в виде изделия какой-нибудь определенной формы. Круглый хлеб. Формовые хлебы. ставить хлебы в печь. Вынимать хлебы из печи.
. . . 3. только единственное число Зерно, из к-рого приготовляется этот продукт. Полны Некрасов. Разные хлеба. Хлеба уродились.
. . . 5. (мн. хлеба) в переносном значении пропитание, пища; содержание, иждивение. Призрел меня, я у него на хлебах, - он мой благодетель. Тургенев. Чужой хлеб горек - и я не умею переносить снисходительных оскорблений. Тургенев. Итти на хлеба к кому-нибудь (на содержание, на иждивение). Зарабатывать на хлеб (на пропитание). С хлеба долой (не нужно кормить кого-нибудь; простореч.).
. . . 6. в переносном значении , только единственное число Средства к существованию, заработок. Я от греха тебя избавлю и честный хлеб тебе доставлю. Крылов. Мне бы теперь работать, добывать хлеб в поте лица, искупать свои ошибки. Чехов. Отбивать хлеб у кого-нибудь (лишать заработка). Это верный хлеб (верный заработок). Легкий хлеб (легкий заработок).
. . . Как хлеба искать чего ( разговорная форма ) - искать очень тщательно. кусок хлеба - смотрите также кусок. насущный хлеб - смотрите также насущный. ставить хлебы (обл.) - то же, что ставить тесто (см. ставить во 2 значение ). С хлеба на квас перебиваться - смотрите также перебиваться. Хлеб да соль ( разговорная форма ) - пожелание хорошего аппетита. Хлебом не корми - смотрите также кормить. Хлеб-соль ( разговорная форма ) - 1)пища, угощенье, предлагаемое гостю. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Пословица. 2) гостеприимство. Я помню твою хлеб-соль. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели. Пушкин. Хлеб-соль водить с кем (обл.) - Дружить с кем-нибудь

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

хлеб - хлеб -- хлеб, -а, множественное число хле́бы, -ов (пе-чёные) и хлеб`а, -о́в (злаки)
хлеб-соль - хле́б-со́ль -- хле́б-со́ль, хле́ба-со́ли

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

хлеб - малый или мужской род
- - - 1) Продукт, выпекаемый из муки.
- - - 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и тысяча п.).
- - - 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.
- - - 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки.
- - - 5) а) Пропитание, пища. б) в переносном значении Содержание, иждивение.
- - - 6) а) в переносном значении Средства к существованию; заработок. б) Самое нужное, самое существенное для жизни.
- - - 7) в переносном значении Основной пищевой продукт какой-либо страны, местности.
хлеб-соль - малый или мужской род
- - - 1) а) Пища, угощение, предлагаемые гостю. б) в переносном значении Гостеприимство.
- - - 2) а) Пропитание, пища. б) в переносном значении Содержание, иждивение.
- - - 3) а) в переносном значении Средства к существованию; заработок. б) Самое нужное, самое существенное для жизни.

Библия. Энциклопедический словарь

КВАСНОЙ ХЛЕБ И ОПРЕСНОКИ - — Смотри, под словом ХЛЕБ.
ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ - (Исх 15). См. Опресноки.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ - православно-монархический и духовно-нравственный журнал русской эмиграции. Выходил со 2-й пол. 1920–х до 1944 в Харбине (Китай) при Казанском Богородицком мужском монастыре по благословению архиеп. Харбинского и Маньчжурского Мефодия.
ХЛЕБ - наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью. Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли: «Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару Божаго (хлеба)». Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, хлеб — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья». Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом человека, причем вместе с «долей» — куском хлеба — человек получает и свою «долю», вместе с «частью» хлеба — и свое «счастье». В свадебных песнях Бог сам наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие Богородица и Иисус Христос. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью, говоря: «Дарую тебе счасцем и долею, хлебом и солею, волами и каровами, усим добрым, што маю, и табе тое даю». Буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим — заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь — «он тебя есть будет» или станет гоняться за тобой на «том» свете. Если во время еды крошки валятся изо рта, это предвещает скорую смерть едока. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять ее, поцеловать и съесть или бросить в огонь. В Белоруссии обращались при этом к хлебу со словами: «Выбачай (извини), Божинька!» Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы хлеб пекла «нечистая» женщина — во время месячных, после полового акта, после родов; нельзя печь хлеб в Великие праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели. Хлеб сажают в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае хлеб «раздражается», «пугается», начинает капризничать» и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома. На протяжении всего процесса приготовления хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее. Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи вместе с другими предметами, используемыми для приготовления хлеба (дежой и хлебной лопатой), чтобы защитить посевы, обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и тысяча  д. Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни. В Житомирской обл. на месте, где предполагали поставить хату, ставили крест, а около него — стол с хлебом; разрезали хлеб на четыре части, первую клали на крест, чтобы святые ели и просили счастья для тех, кто будет здесь жить, вторую клали под стол для домовиков, чтобы съели и не вредили хозяйству, третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был достаток — и в поле родило, и в хлеве «щастило», четвертую давали скотине, чтобы она была сыта и здорова. Таким образом, ритуальное кормление было призвано ниспослать людям и домашним животным покровительство высших сил. Хлеб широко использовался в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях, оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений рожаницам. Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на перекладине креста, предназначали мертвым пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. В Полтавской губерния такой хлеб разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков: «Первый хлиб — помынкы, вин душам спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит»; «пара як пиде з хлиба, то помершим». Преломление хлеба встречалось главным образом в обрядах, связанных с культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о Тайной вечере; согласно пословице, «Христос ломал и нам давал». Хлеб, забытый в печи, наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство. В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договоренности о свадьбе. Обряд «венчанья бурлаков» на Екатеринославщине сводился в основном к тому, что молодые целовали хлеб и обещали «Богом и хлебом» жить дружно. А. Л. Топорков
ХЛЕБ-СОЛЬ - сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губерния в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба». Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя. Этикетной формуле «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: «хлеб да соль», каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак ее окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло». А. Л. Топорков

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

пьяный хлеб - хлеб, изготовленный из зерна, зараженного грибком Fusarium graminearum; прием П. х. в пищу вызывает острое отравление, напоминающее алкогольное опьянение.
Это интересно


Россия