Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

херувим

Большой энциклопедический словарь

ХЕРУВИМЫ - (от древний -евр. керубим), одна из категорий ангелов.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

херувим - В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2 Как х. кто-нибудь (красив, прекрасен; устаревший, устаревшая форма ).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ХЕРУВИМ - высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью мчик, ласка, ласкательный привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

херувим - смотрите также ангел || вербный херувим

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ХЕРУВИМ - херувима, малый или мужской род (с древний -евр. множественное число ka-rubim). В религиозной мифологии - ангел высшего чина ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Перед ним посланник рая - херувим. Лермонтов, || Изображение, куколка с крылышками, употребляется, употребительно, употребительный как украшение или игрушка. Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом. Лесков. Румян, как вербный херувим. Пушкин.
ХЕРУВИМСКИЙ - херувимская, херувимское ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ).
. . . 1. Прил. к херувим. 2. в значение имя существительное херувимская, херувимской, женский род Название одного из христианских церковных песнопений.
ХЕРУВИМЧИК - херувимчика, малый или мужской род ( разговорная форма ).
. . . 1. Уменьш. к херувим.
. . . 2. Употр. как ласкательное, ласкательно название, преимущ. пухлого, краснощекого маленького ребенка (фам.). Херувимчик ты мой! А. Островский.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

херувим - херуви́м -- херуви́м, -а
Херувимская песнь - Херуви́мская пе́снь -- Херуви́мская пе́снь ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
херувимский - херуви́мский -- херуви́мский
херувимчик - херуви́мчик -- херуви́мчик, -а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

херувим - малый или мужской род
- - - 1) Ангел, стоящий на одной из высших (после Серафима) ступеней небесной иерархии (в религиозной мифологии).
- - - 2) в переносном значении Красивый юноша или ребенок.
херувимская - женский род
- - - 1) Христианское церковное песнопение.
- - - 2) Музыкальное произведение на слова такого песнопения; херувимская песнь.
херувимский - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : херувим, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный херувиму, характерный для него.
херувимчик - малый или мужской род разговорная форма
- - - 1) Уменьш. к имя существительное : херувим (2).
- - - 2) Ласк. к имя существительное : херувим (2).

Библия. Энциклопедический словарь

ХЕРУВИМ - — Слово херувим встречается в первый раз в князь Бытия в следующих словах: «И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима» с пламенным мечом по изгнании Адама и Евы из Рая, «чтобы охранять путь к древу жизни» (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3 Цар 6:27, 8:6-7, 2 Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1 Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1 Цар 4:4, 2 Цар 6:2, 22:11, 4 Цар 19:15, 1 Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.
Это интересно


Россия