Много предложений о работе
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ
Искать в словарях |
АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я |
||
Х
Х
Х
ОСТАВЬТЕ СВОИ ДАННЫЕ И МЫ С ВАМИ СВЯЖЕМСЯ Много предложений о работе |
герменевтикаБольшой энциклопедический словарьГЕРМЕНЕВТИКА - (от греческий hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и тому подобные ), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о "понимании" (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от "объяснения" в естественных науках)."Толковый словарь живого великорусского языка" В. ДальГЕРМЕНЕВТИКА - женский род греческий наука, объясняющая священное писание.Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. УшаковаГЕРМЕНЕВТИКА - герменевтики, множественное число нет, женский род ( греческий hermeneutike) (филол.). Теория и искусство истолкования текста.Орфографический словарь под ред. проф. Лопатинагерменевтика - гермене́втика -- гермене́втика, -иCловарь философских терминовГЕРМЕНЕВТИКА - ГЕРМЕНЕВТИКА ( греческий hermeneuo— разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов ( например , Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 век начинается развитие тысяча наз. “свободной” Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой Г. стал Шлейермахер, к-рый поставил задачу “вживания” в текст, дабы понять его смысл “лучше, чем сам его автор”. У Дильтея Г. превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и “понимание” общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом “понимание” в общество-знании противопоставляется “объяснению” в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В 20 век Г. постепенно оформляется в одну из осн. методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем собственно в философской Г. В учении Гадамера (“Истина и метод”, 1960) Г. приобретает функции онтологии (поскольку “бытие, которое может быть понято, есть язык” и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной жизни) и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит Г. с неопозитивистским “анализом языка”. В рамках Франкфуртской школы (Хабермас и другие ) Г. как “критика идеологии” должна раскрыть на анализе языка “средство господства и социальной власти”, служащее “оправданию отношений организованного насилия”. У Хабермаса, Кулагин -О. Апеля, А. Лоренцера и другие Г. выступает одним из средств консолидации различных течений совр. западный философии, причем усиливается ее субъективизм; Г. призвана уже не столько “понять” текст, сколько вложить в него новые “интерпретации”. Критикуя философию Г., марксизм-ленинизм считает, однако, что отдельные герменевтические процедуры (“герменевтический круг”, детали анализа “предпо-нимания”, выявление игровых аспектов речи и нек-рые древний ) могут быть использованы не только в филологии и искусстве перевода (с одного языка на другой), но и в исторических, юридических и другие науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной деятельности людей. |