Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

евангелие

Большой энциклопедический словарь

ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-57); содержит недельные евангельские чтения; названо по имени заказчика Остромира. Ценнейший памятник южнославянского и восточнославянского языков, образец искусства книги Киевской Руси (3 миниатюры с изображением евангелистов, инициалы).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

евангелие - раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа Каноническое е. (входящее в состав Библии). Апокрифическое е.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЕВАНГЕЛИЕ - средний род учение Господа о Царствии Божием, благовестие, первая и главнейшая часть Нового Звета, состоящего из четвероевангелия, посланий апостольских и апокалипсиса. Слово Божье о жизни, деяниях и учении Господа нашего Иисуса Христа. Евангельский, содержащийся в Евангелии или согласный с ученьем его. Евангелический, то же, употребляется, употребительно, употребительный лютеранами о своем исповедании, по мнению их согласному с Евангелием. Евангелист малый; мужской род каждый из четырех Апостолов, написавший Евангелте.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЕВАНГЕЛИЕ - евангелия, средний род ( греческий euaggelion, букв. радостная весть). 1. Часть библии, состоящая из четырех книг, важнейшая в христианском вероучении. || Каждая из этих книг. Кроме четырех канонических евангелий известно несколько апокрифических.
. . . 2. в переносном значении Основное произведение, содержащее изложение какого-нибудь учения ( слово книжное ).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

Евангелие - Ева́нгелие -- Ева́нгелие, -я (часть Нового Завета; одно из раннехристианских сочинений о жизни Христа) и ева́нгелие, -я (правила, положения, служащие руководством для чьих-нибудь действий, поведения; книга, содержащая такие положения)
Евангелие-апракос - Ева́нгелие-а́пракос -- Ева́нгелие-а́пракос, Ева́нгелия-а́пракос
Евангелие-тетр - Ева́нгелие-те́тр -- Ева́нгелие-те́тр, Ева́нгелия--те́тр
Остромирово Евангелие - Остроми́рово Ева́нгелие -- Остроми́рово Ева́нгелие (памятник письменности)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

евангелие - средний род разговорная форма
- - - 1) Основное произведение, содержащее изложение важнейших положений какой-либо теории, какого-либо учения.
- - - 2) Правила, служащие непреложным руководством к действию.

Библия. Энциклопедический словарь

ЕВАНГЕЛИЕ - (Мк 1:1 и другие ) — слово греческое, значащее: благовестие, тысяча  е. добрая, радостная весть. Евангелие составляют 4 книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как-то Варнавою, Климентом римским и другие Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со 2-го века, например, Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков ii века — Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как, например, Цельс. Во 2 м веке уже известны были переводы священных книг, как, например, Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только 4 Евангелия, как священные и, несомненно, подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви 3-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (каковы например, от египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и другие ) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические. О содержании каждого из Евангелий смотрите также под именем: Матфей, Марк, Лука, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна .
ИОАННА ЕВАНГЕЛИЕ - состоящее из 21 главы, составляет четвертую книгу Нового Завета из разряда законоположительных. Многие думают, что оно было написано около 18 г. по Р. Х. в Ефесе, в Малой Азии. Главная цель написания оного состоит в том, чтобы те, для которых оно написано «…уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). В котором году написано означенное Евангелие с точностью указать трудно. Полагают, что оно было писано в 69 году, пред разрушением Иерусалима, а по мнению других, между 97 и 102 г. по Р. Х. В Евангелии главным образом повествуется о Божестве Бога-Слова, Господа Иисуса, об искуплении, о существенных свойствах и необходимости духовного возрождения, о будущем воскресении мертвых, сошествии сверху Духа и другие Предание говорит, что первые величественно-сильные слова своего Евангелия — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1) он произнес, как бы по внезапному Божественному вдохновению, во время одного из собраний старейшин Церкви. Все Евангелие поистине преисполнено возвышеннейших и таинственных истин сверху Христианской веры, изложенных при том с возможною простотою и любовью. Читая оное, мы как бы воочию видим, что оно писано учеником небесной и беспредельной любви — И. Христа.
Луки Евангелие - — законоположительная книга Нов. Завета, третья в числе Евангелий, состоит из 24 глав. Побуждением к составлению оного, по собственным словам еван. Луки, служит пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего богобоязненного мужа, Феофила, посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории (Лук 1:1-4). Евангелие начинается описанием обстоятельств рождения Предтечи и Господа И. Христа, оканчивается вознесением Господа на небо. В Евангелии от Луки находится, впрочем, изложение некоторых событий, о которых не упоминают другие евангелисты, как, например, рождение Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя, римская перепись в Иудее, обстоятельства, сопровождавшие рождество Христово в Вифлееме, небесное видение Вифлеемских пастырей, беседа 12-ти летнего отрока Иисуса Христа в Иерусалимском храме с иудейскими учителями; притчи: о добром Самарянине, блудном сыне, богатом и Лазаре, неправедном судии, мыТарс и фарисее; чудесное исцеление кровоточивой женщины, исцеление 10 прокаженных, воскрешение сына вдовы Наинской, подробности о путешествии в Еммаус двух учеников и явление им Господа.
Матфея Евангелие - состоящее из 28 глав, написано ап. и еванг. Матфеем спустя 8 лет по вознесении Господа на небо для уверовавших Иудеев. Первоначально оно было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся в то время Сиро-Халдейском, но потом переведено на греческий язык, как общеупотребительный. Целью написания евангелия было убедить Иудеев, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и что на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, потому-то Матфей и начинает свое евангелие «родословием Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова» (Мф 1:1). Описывая в своем евангелии рождество, крещение, учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение Господа, евангелист Матфей говорит в оном и о таких событиях, которые у других евангелистов не упоминаются, как, например, поклонение волхвов, избиение младенцев Вифлеемских, притча о десяти девах, воскресение умерших во время распятия Господа и другие

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ЕВАНГЕЛИЕ - первые четыре книги Нового Завета. Первые три книги называются синоптическими, так как в их содержании очень много общего. Происхождение Евангелия относится ко второй пол. I в. Были попытки некоторых ученых отнести его происхождение к концу II в., но эти попытки не имели успеха. Эти книги были вызваны самой жизнью, так как первые апостольские послания стали недостаточны для научения христианских общин и явилась потребность в более подробном изложении жизни и учения Иисуса Христа. Первые Евангелия были написаны на греческом, так называемом александрийском, языке, так как этот язык был тогда наиболее распространенным и наиболее понятным всем народам, составляющим Римскую империю. Вопрос о том, насколько составители Евангелий заимствовали из прежде существовавших записей о жизни Христа, — вопрос трудный, по этому предмету существует много теорий, которые часто противоречат друг другу. Записи, конечно, существовали до появления Евангелий, о них даже упоминает Лука во введении к своему Евангелию. Среди первых христиан ходило много устных преданий, из коих некоторые, подтверждаемые апостолами как очевидцами самих событий, принимали твердо установившуюся форму; эти предания были некоторыми учениками записаны и таким образом могли послужить источником для составителей Евангелий, но, по-видимому, последние не пользовались указанными источниками, что подтверждается различиями в повествовании и изложении событий в Евангелиях синоптических и Евангелии Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а: в то время как первые излагают деятельность Христа в Галилее, последнее повествует лишь о Его деятельности в Иудее и тысяча  п. Несмотря на эти различия, они тем не менее друг другу не противоречат, а, наоборот, многие факты даже подтверждают; так, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , не повествуя о галилейской деятельности Христа, знает о Его пребывании в Галилее; и синоптики, не говоря о Его деятельности в Иудее, свидетельствуют, что у Него там были друзья, ученики и приверженцы; особенное значение приобретают слова: «Иерусалим, Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей, как курица собирает своих птенцов», эти слова очевидно предполагают долгое пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме. Затем синоптики, говоря о Христе, подчеркивают в нем человеческую сторону, изображая Его как Сына человеческого. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна же оттеняет в Нем божественную сторону, выставляя Его как Сына Божия, но и это различие большого значения не имеет, так как это еще не значит, что у синоптиков отсутствует божественная сторона, а у Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а — человеческая. Таким образом, синоптики и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна лишь дополняют друг друга и дают образ Христа вполне определенным и ярко выраженным. Первым Евангелием считается Евангелие от Матфея. Будучи сборщиком податей и пошлин, он умел читать и писать. Первое свое Евангелие он написал на еврейском языке, потом оно было переведено на греческий, каковое и дошло до нас. Так как первым Евангелием он имел в виду воздействовать на своих единоплеменников-евреев, то в нем часто упоминается, что Иисус и есть тот Мессия, которого все иудеи ожидают, каждое событие Матфей связывает и объясняет ветхозаветными пророчествами, для чего часто ссылается на Ветхий Завет, таких ссылок у него не менее 65. Его Евангелие делится на 28 глав, начинается повествованием о родословии Христа и кончается беседою Спасителя с апостолами перед Вознесением. Второе Евангелие принадлежит сверху Марку. Сначала он назывался Евангелие от Иоанна или послание Иоанна -Марк, а затем последнее имя, как более употребительное, осталось одно. На просьбу слушателей сверху Петра видеть его учение написанным, сверху Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о жизни Иисуса. По-видимому, он писал свое Евангелие для язычников, так как очень мало ссылается на Ветхий Завет, а часто объясняет иудейские обычаи. Его Евангелие состоит из 16 глав, начинается явлением Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя, а оканчивается рассказом, как апостолы пошли проповедовать учение Христа после Его Вознесения. Третье Евангелие написано Лукой и предназначалось для некоего «достопочтенного Феофила», перешедшего в христианскую церковь, по предположению, из язычества. Этот Феофил пользовался большим почетом и уважением церкви и желал познать ясно и определенно те основания, на которых зиждется христианская церковь. Для этого, правда, были в обращении написанные первые два Евангелия, но сверху Лука хотел описать Феофилу подробно и последовательно всю жизнь Христа, насколько знал сам и слышал от других. Его Евангелие, не так как у прочих, начинается от Адама, и в нем особенно подробно изложены те события и обстоятельства, которые предшествовали рождению Христа. Оно делится на 24 главы и кончается Вознесением Христа. Четвертое Евангелие написано любимейшим учеником Христа, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом, в Ефесе. Ефес — это город, который после падения Иерусалима сделался центром как христианской церкви, так и вообще всей умственной жизни Востока. В этот город стекались многие ученые и проповедовали свои учения, вследствие этого здесь легко могли породиться различные отступления и искажения в учении христианской церкви; предвидя это, местные христиане и обратились к Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у как к одному из ближайших свидетелей и очевидцев «служения Слова» с просьбой изложить на письме земную жизнь Христа. Ему были принесены первые три Евангелия, и он, похвалив их за правдивость и искренность, тем не менее заметил, что в них недостаточно ярко выражено божество Христа, а это может породить суждения о Нем лишь постольку, поскольку Он являлся в земной жизни, поэтому Евангелие Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а начинается не с человеческой стороны в жизни Христа, а с божественной, с указания на то, что Христос есть Слово изначальное, которое «в начале было у Бога и само было Бог». Это указание было необходимо еще потому, что к этому времени относится учение Керинфа, говорившего, что Иисус — простой человек, но принял божество лишь в период от крещения до страданий. В Евангелии Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а больше всего описывается деятельность Иисуса в Иудее и посещение Им Иерусалима; оно делится на 21 главу и заканчивается словами, что «истинно свидетельство его».
ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ - древнейшая датированная древнерусская книга, написанная в 1056–57 по заказу новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием. «Остромирово Евангелие» — великолепный образец искусства книги Киевской Руси: в нем три больших изображения евангелистов, красочные с золотом заставки, множество разрисованных заглавных букв — «инициалов», в оформлении которых, возможно, отразились древние, языческие верования славян. «Остромирово Евангелие» хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, затем оказалось в Москве в одной из кремлевских церквей. В 1720, согласно указу Петра I о собирании и списывании «исторических рукописных книг», «Остромирово Евангелие» было отправлено в Петербург; в 1805 оно было совершенно случайно найдено в гардеробе Екатерины II и в 1806 было передано в Публичную библиотеку (совр. Государственная публичная библиотека имя слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) а- Салтыков-Щедрин а), где хранится до сих пор.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757