Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

есть

Словарь русского языка С. И. Ожегова

есть - связка, соединяющая подлежащее со сказуемым Что е. истина? Закон е. закон.
» есть - есть ответ подчиненного (в армии, флоте, в военизированных организациях), обозначающий, что команда понята и принята к исполнению Выполняйте! - е.!
» есть - есть существует, имеется Е. надежда. Е. такие люди. Е. что рассказать. Что е. силы (изо всех сил; разговорная форма ).
» есть - есть принимать пищу, употреблять в пищу Е. хочется. Е. с удовольствием. Не е. мяса. Тоска ест сердце ( в переносном значении ; разговорная форма ). Жучок ест древесину (портит, прогрызая, проедая). Моль ест мех. Е. не просит что-нибудь (не требует забот, внимания; разговорная форма ). С чем это едят? ( в переносном значении : что это такое?; разговорная форма шутл.).
» есть - есть О едком: причинять болезненное, неприятное ощущение Дым ест глаза.
» есть - есть разрушать химически Ржавчина ест железо.
» есть - есть Non-st попрекать, бранить, грызть (в значении №2) С утра до вечера ест домашних.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЕСТЬ - едать, ясти, принимать пищу через рот, питаться, насыщаться; кушать; жрать. Едят. что жуют, а хлебают, что глотают. Походя не ешь, на то есть пора (см. выть, уповод). Не могу есть, зубы болят. Ем, а дела не вем. Пьем, едим, а работа впереди. Ремесло за плечми не висит, питьесть не просит. Ел, ел распоясался, да опять присел. Не ел, отощал; поел. отяжелел. Неевши легче, а поевши крепче. Что поставят, то едим, а чего не поставят то глядим! то есть не едим. Стыд не дым: глаз не ест. Наша Татьяна и не евши пьяна. Ходит, будто три дня не ев(м)нии. Ешь больше, а говори меньше. Чей хлеб ем, того и вем. И недопекши едят, да сыты бывают. И недопекши едят, и перепекши едят. Есть не учиться стать. Сапоги есть просят (каши просят). Ел бы да пил, вота мое дело! ?Есть на чем ехать, да нечего есть (да некуда). Чего жена не любит, того мужу век не едать. Не дорога и честь (почет), коли нечего есть. Сам бы ел (товар), да деньги надо! И похваля едят, и похуля едят (все одна сыть). Уж солнышко на ели (поднялось в дерево), а мы еще не ели! Нет такой птицы, чтобы пела да не ела. Ест и пьет, так и поет. Не евши, не пивши и поп помрет. Поп да петух, и не евши поют. Сегодня не пито, ни едено. Хотя не ел, да будь смел. Наш Абросим есть не просить; а есть не бросит. Прадеды ели (едали) просто, да жили (живали) лет по сту. Есть хочу и обедать пора. Любимая весть, как скажут, что пора есть. Едят хлеб не в одном вашем дворе. Ест (пьет), как не своим ртом (вяло, плохо). Ест, как не в свое брюхо (много). Ест что бельмы на лоб лезут. Каков ни есть, а хочет есть. Много есть не велика честь. Ешь больше, проживешь дольше. Ешь больше, богатырем будешь. Ешьте, пейте: хозяйского хлеба не жалейте! Пей да ешь а правду режь. Царев хлеб ешь, а правду режь. Ешь не хочу. Ешь, душа (или: пей, душа) не хочу. Не про то говорят, что много едят; а про то, что мякиш съели, да куда корочки дели? Сахарный кусочек на блюде не лежал, всяк его едал? груди.
» ЕСТЬ - Признавать годным в пищу, считать едой, харчем, съедомым. Это грибы поганки, их не едят. Крестьяне не едят ни зайца, ни голубя; многие не едят и раков. Я свинины не ем, либо по вкусу, либо она не годится мне, не понутру.
» ЕСТЬ - Есть, старый, старая форма имени обедать, как ныне кушать, быть за званым столом. Того дни у царя ели: митрополит да старцы святой Горы.
» ЕСТЬ - Грызть, кусать, язвить, особ. о насекомых. Клопы, блохи едят, не дадут уснуть.
» ЕСТЬ - По(из)едать, травить, говорится, говорят об острой, едкой, жгучей влаге, снадобье. И щелочь ест, и кислота ест. Вода ест соль. Хлор ест краску. Известь ест руки, щиплет, жжет до язв. Мыло глазй ест.
» ЕСТЬ - *Есть кого, грызть голову, гнать, теснить, обижать, бесперечь бранить, сживать со свету, не давать покою. Сами не едали (этого), а видали, как люди едали. Ржа железо есть, злая жена мужа. Взъелся он на меня. Краска въедается. Мыши выели сыр. Доедай последки. Заешь луком. Друг друга изъедают. Наелся досыта. Корка надъедена. Не объедайся. Кончик отъеден. Поел, и сыт. Подъедать остатки. Ржа переела гвоздь. Приелись мне щи. Не проедайся на калачи. Разъелся как бык. Съел гриб, шиш. Уела попа граматка!
» ЕСТЬ - Есть, имя существительное женский род старый, старая форма имени ество средний род калужское пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка сибирское ествины множественное число еда, пища, ежа, яство, все что изготовлено для еды, стряпня, блюдо, кушанье;
» ЕСТЬ - калужское все, что едят без ложки, не хлебая. А в городе бы, оприч воевод и дворян, ести ни у кого не варили, в лете и в сухмени. Акты. За столом много еств или есов было, пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка смотрите также еда. Есться, быть съедаему. Мякинный хлеб плохо естся.
» ЕСТЬ - Лишь бы пилось да елось, а дело на ум не шло! безличное, безлично, безличностно Мне чтото не естся сегодня, плохо естся, не могу есть, неможется. Ешь, поколе естся.
» ЕСТЬ - Быть поедаему, травиться острым снадобьем.
» ЕСТЬ - *Изъедать друг друга, все браниться и ссориться, тамбовский, тамбовское Естный восточный сытный, вытный. Где естно, тут и тесно, Естовный старый, старая форма имени тамбовский, тамбовское пензенское стряпной, пищеварный, вообще кухонный. Котел естовный, медный, полведра, Акты. Есто(а)вник малый или мужской род щаной горшок или чугун. Есвяный восточный ествяной сев. съестной, снедный, съедомый, съедобный, едо витый. Естье средний род вологодское имущество, богатство, нажитое добро ( Словарь Академии наук (в изданиях, известных Далю) ); вероятнее естье, что есть, именье. Едь женский род архангельское; архангельская губерния, архангельский говор пора, когда рыба идет к берегам, за мелкой рыбешкой, ища корму; ход, рунный ход. Естальник, ествальник, еставник симбирское большой щаной горшок. ЕСТЬ малый или мужской род названье шестой буквы церковной и русской азбуки, е.
» ЕСТЬ - Есть, 3 лицо, настоящее время время глагол быть, опускается, подразумеваясь, в русском языке там где употребляется, употребительно, употребительный , на древний языках, например он есть добр, он есть сердит и прочее ; но есть свойственно языку, заменяет дурной оборот: он имеет, я имею; говорится: у меня, у него есть. Только в архангельское; архангельская губерния, архангельский говор губерния слышим: Какой он есть разумник; там же и в новгородское естино, вместо есть или е, имеется.
» ЕСТЬ - Морск. ответ или отзыв, на оклик и на команду; слушаю, исполняю, готово. Брамфалы отдай! "Есть!" Праворуля! "Есть право, есть!" В песнях и сказках нередко слышим: я есть, вместо есмь; последнее же вовсе забывается. И зубы есть, да нечего есть. Что больше есть, то больше надо. Все хорошо, что есть: чего нет, то худо. То лучше всего, что есть у кого. Нетнет, а все таки есть. Каков есть, такова и честь. Бить, бранить есть кому, кормить некому. Мало что есть, да коли нет. Есть, да про себя. Естьто есть, да не про вашу честь. Не все то есть, что видишь. У него есть (было) в голове. Есть тот грех. Есть маленько. То и есть, что двадцать шесть. Земля еси и в землю пойдеши. Есть, словко как мед сладко, а нет, словко как полынь горько! то есть отказ. Есть имя существительное существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное и естье средний род добро, худоба, животы, все, что есть у кого, имущество, достаток, обилие. Девичье нет дороже естя. Из нета не выкроишь естя. По естю старец келью ставит. По естю и нет живет. При ести грош медный; при нете серебряный. Из за естя работают. От естя люди не плачут. Естный вят. естешный пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка естенный нижегородское достаточный, зажиточный, богатый. Естечка орловское есть, ласкательное, ласкательно или жалобно. Хлебушка есть у вас? "Естечка маленько". Ести. женский род множественное число старый, старая форма имени списки или ведомости о наличных людях; так и ныне нетчиками называют отсутствующих. Списки естей, и нетей прислать к государю, старый, старая форма имени Которые дворяне будут в нетях, старый, старая форма имени

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Есть - кушать, вкушать, потреблять, употреблять, лакомиться, питаться, глотать, поглощать, снедать; (о животных и простон.): жрать, пожирать, (за)грызть, лопать, лупить, трескать, уписывать, упихивать, уплетать; набивать себе брюхо (желудок), наедаться, нагрузиться, закусить, перекусить, перехватить, червячка заморить; завтракать, полдничать, обедать, ужинать, столовать, сидеть за столом, трапезничать, затрапезничать; столоваться, жить на хлебах (харчах), на готовом столе. Покушал плотно. Ест досыта. Ест, как не в свое брюхо. Так лупит щи с кашей, что за ушами трещит. Я принялся уписывать за (в) обе щеки. Все упихал. Употреблять вегетарианскую пищу. "Лев убирал за завтраком ягненка". Крыл. Не могу есть: душа не принимает. "Уверял, что без нее (английской приправы) ничего в рот взять не может". Тургенев; слово из сочинений Тургенева Как добрался до каши, так разом и очистил. Гости все подчистили. Прот. <Поститься>. <<Кушать> -- выражение учтивое, как немецкое; слово немецкого происхождения speisen. Существует шуточная поговорка: <кушают свиньи>, а люди-де едят>. См. вкушать, теснить || жидко ел, за пятьдесят (семь, сто) верст (ехать) киселя есть, из семи печей хлеб есть, поедом есть

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЕСТЬ - междометие (как предполагают, от английское; слово английского происхождения yes - да). Ответный возглас на команду, означающий, что она принята к исполнению ( первоначально в морском флоте).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

есть - есть -- есть 1, ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, ед`ят; прош. ел, е́ла; пов. е́шь(те)
есть - есть -- есть 2, форма глагол быть
есть - есть -- есть 3, -я, малый или мужской род и нескл., имя существительное или село, селение (название буквы)
есть - есть -- есть 4, неизм. (ответ на команду)
есть-пить - е́сть-пи́ть -- е́сть-пи́ть
какой ни (на) есть - како́й ни (на) е́сть -- како́й ни (на) е́сть
кто есть кто - кто́ есть кто́ -- кто́ есть кто́
кто ни на есть - кто́ ни на е́сть -- кто́ ни на е́сть
ни на есть - ни на е́сть -- ни на е́сть (кто́, что́, како́й ни на е́сть)
пить-есть - пи́ть-е́сть -- пи́ть-е́сть
поедом есть - поедо́м е́сть -- поедо́м е́сть
то есть ( то есть ) - то́ есть ( то есть ) -- то́ есть ( то есть )
что есть духу - что́ есть ду́ху -- что́ есть ду́ху
что есть мочи - что́ есть мо́чи -- что́ есть мо́чи
что есть силы - что́ есть си́лы -- что́ есть си́лы
что ни (на) есть - что́ ни (на) е́сть -- что́ ни (на) е́сть

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

есть -
1. средний род нескл. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
2. совершенная форма переходные
- - - 1) а) Поглощать пищу, питаться чем-либо б) Употреблять в пищу.
- - - 2) а) разговорная форма Разъедать, разрушать химически. б) Портить, уничтожать, грызя, съедая (о грызунах).
- - - 3) а) разговорная форма Причинять жгучую боль; кусать, жалить (о насекомых). б) в переносном значении Раздражая, причинять жгучую боль глазам (о дыме, газе). в) в переносном значении Мучить, не давая покоя (о мыслях, тоске и тысяча п.).
- - - 4) в переносном значении разговорная форма -сниж. Попрекать, бранить, изводить упреками.
3. совершенная форма непереходные
- - - 1) Употр. в качестве неизменяемой связки в составном именном сказуемом, соответствуя по значению слово, слова : является, представляет собою.
- - - 2) Существует, встречается.
- - - 3) Находится, имеется, присутствует где-либо
4. частица Употр. в речи военных как ответ подчиненного, обозначающий, что команда понята и принята к исполнению.

Библия. Энциклопедический словарь

ЕСТЬ, ЕДА - (Ис 66:17). Евреи чуждались есть и пить с египтянами, равно как и египтяне в столе не сообщались с Евреями. «египтяне не могут есть с Евреями, — замечает свящ. бытописатель, — потому что это мерзость для египтян» (Быт 43:32). Учение Иисуса Христа привлекало массу народа, и вот в числе других слушателей мытари и грешники приближались слушать Его. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:12). Главное обвинение против апостола Петра состояло в упреке ему со стороны обрезанных, «что он ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян 11:3). Обычай у Евреев вкушать пищу за обедом и ужином доселе еще остается в патриархальном виде у всех Восточных на родовой Гости обыкновенно возлежали на скамьях, или ложах, склонившись на левый локоть, и пользуясь при еде главным образом правою рукою. Это особенное положение тела при трапезе дает живой интерес событию, описанному в Евангелии от Луки (7:36,50), и интерес вполне естественный, тысяча  е. женщина — грешница, узнавши, что Господь Иисус Христос возлежит в доме фарисея взошла в дом, обливала ноги Господа слезами и отирала волосами головы своей. Также очевидно, что при возлежании за трапезой всякий присутствующий легко мог склонить свою голову на грудь другого, как, например, и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Богослов на Тайной вечери «возлежал на груди у Иисуса» (Ин 13:23). Женщины никогда не присутствовали в качестве гостей за иудейскими обедами и ужинами. Настоящий обычай еды у Восточных народов поясняют некоторые интересные места Свящ. Писания и особенно Нового Завета. В Сирии присутствующие за трапезою пользуются своими пальцами; нож, ложка и тарелка употребляются только чужестранцами, и то только в виде особенной для них привилегии. Хлеб, который очень тонок, омакается в какой-либо суп из растений и овощей; и если на столе находится очень лакомый кусок, то хозяин дома берет его своими пальцами и подносит к устам гостя. Из Евангелия Матфея (26:23) явствует, что Иуда предатель возлежал на Вечери довольно близко от Иисуса, чтобы опустить свою руку в одно и то же с Ним блюдо; то же видно и из других дополнительных к сему событию обстоятельств, приводимых в Евангелии от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а (13:26-27). По свидетельству английское; слово английского происхождения путешественника д-ра Вилькинсона — у египтян обычай употребления пищи состоит в следующем: обеденные столы были продолговатые, быть может той же самой формы, какая существовала и во времена Фараонов; это, между прочим, подтверждается тем фактом, что братья Иосифа за обеденным столом «сели перед ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его» (Быт 43:33). Только один Иосиф обедал один за особым столом. Столы не покрываются какою-либо скатертью, подносов при разноске кушаний также не употребляется. Без ножей и вилок египтяне вынимают куски мяса из горшка пальцами и едят их, как и современные Азиаты, всегда держа в своей правой руке. Ложки подаются за столом только тогда, когда неизбежно того требуют суп, или другая жидкая пища; в некоторых же случаях, именно когда, например, нужно было разрезать большой кусок мяса, подавали и нож. Эти обычаи при еде доселе еще сохраняются на Востоке. Делить с кем-либо пищу считалось на Востоке знаком взаимного доверия и дружбы; отсюда сила выражения: «Человек мирный со мною на которого я полагался, который ел хлеб, мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10. Подробности смотрите также в ст. Обед и Ужин).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ДОСТОЙНО ЕСТЬ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335, она стоит там в соборном храме в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец жил отшельником со своим послушником недалеко от Карей. Редко оставляли они свою келью. Случилось, что старец однажды отправился ко всенощному бдению на воскресный день в монастырь, ученик же его остался в келье, получив от старца благословение совершить службу дома. Во время всенощной он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял к себе в келью с приветливостью. Во время совершения всенощной они оба начали петь молитвенные песнопения. Когда пришло время перед 9–й песнью величать Пресвятую Богородицу, оба они встали пред Ее иконою и начали петь известную песнь «Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим» и прочее Но гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде, — и сам запел: — Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего — и уже после этой песни прибавляем: Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим». Молодой инок умилился до слез, когда слушал пение неслыханной им песни, и стал просить гостя записать ее, чтоб и ему научиться таким же образом величать Богородицу. Но в келье не было ни чернил, ни бумаги, чтобы записать песнь. Тогда гость сказал: «В таком случае я напишу тебе для памяти эту песнь вот на камне, а ты заучи ее сам и всех других христиан научи, чтобы они так славили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукой дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне песнь, гость назвал себя Гавриилом и стал невидим. Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы новою песнию. Утром старец, возвратясь из Карей, застал его поющим чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал все как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все единодушно прославили Господа и Матерь Божию и стали петь новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икона, пред которою она была воспета Архангелом, перенесена в Карейский собор и названа иконою «Достойно есть». Празднуется 11/24 июня. Прот. И. Бухарев
Это интересно


Россия