Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

еда

Словарь русского языка С. И. Ожегова

еда - тоже, что и пища (в значении №1) Вкусная, питательная е.
еда - еда посмотрите также есть 1

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЕДА - церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения когда, разве, или, нечто. Еда отрину Бог люди своя? ЕДА женский род еденье средний род действие по. глагол есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет.
ЕДА - Еда, едь псковское едево средний род казанское воронежское едовище вологодское едеро, есево, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор едины женский род множественное число . тверское псковское едомо средний род сибирское ежа, ежево и ело, сев. восточный тамбовский, тамбовское естка и есть женский род псковское тверское ество средний род и ества женский род старый, старая форма имени яство, ество, яденье, снедь, брашно, выть, страва, пища, сыть, блюдо, кушанье, приспешка, изготовленный, состряпанный харч; за столом: подача, перемена. С ествою и с питьем. Котошихин Коровьяеда ( Словарь Академии наук (в изданиях, известных Далю) ошибочно еда), растенье Orobus vernus. Ото сна, от еды отбило! забота. Хлеб да вода солдатская еда. А понадобится на ежу смолоть ржи, то пошлин не платят, Котошихин Птице корм, человеку ежево. Скорая ежа толокно: замеси, да и в рот понеси! Сухая еда душе, воложная плоти угождает. А что у нас ежева ноне за столом? Больному в еде не верь. Как придет беда, не пойдет на ум и еда. На бедного сон да еда (еда да беда). Не по наживе еда, видима беда. Не по рылу еда. Не по работе еда. По еде работа. Здоров на еду, да хил на работу. Человек из еды живет. Хорошая ежа не придет лежа. Били челом служки троицкие о еже и о деньгах, что им давати ества братская (1609). Денег с нужу (с подать), хлеба с ежу, платья с ношу. Емикы женский род множественное число саратовское псковское харч, пища, особ. хлеб, оставляемый для домашнего запасу, не продажный. Хлеб на емины, и хлеб на сев, семена, на семены. Ежка, еда, более урочная, выть: обед, завтрак, ужин и прочее Едовый или ежевый и ежевой, к еде относящийся
ЕДА - Съедомый, съедобный, съестнсой, снедный, ядный, едомый сибирское едобный сев. годный в пищу, здоровый и вкусный: о сене говорится, говорят едовитое. Здоровому всякий хлеб ежевый, а больному и писаный пряник не в потребу. Сеното самое душное, едовитое!
ЕДА - Едовый, неуживчивый. сварливый.
ЕДА - Едобный хлеб, вологодское архангельское; архангельская губерния, архангельский говор для домашней потребы, держалый, расхожий, на себя; это второй разбор, отделяемый с поля.
ЕДА - Едовитый, о несъестном, едкий, острый;
ЕДА - тамбовский, тамбовское бранчивый, брюзгливый. Едуга женский род архангельское; архангельская губерния, архангельский говор пища, харч, ежа, едево.
ЕДА - Об. архангельское; архангельская губерния, архангельский говор новгородское тверское бранчивый, сварливый брюзгач; придирчивый тяжебник;
ЕДА - скупец, скряга, жидомор. Едок м всяк, кто садится для еды за стол; застольник, затрапезник. На постоялых дворах берут по четвертаку с едока, с рыла, с человека. Семеры едоки, да все чудаки: только ложка полощат! плохо едят. Не красен обед пирогами, красен едоками. Славен обед едоками, дорога ездоками. Скорый едок, спорый работник. Не ложкою, с едоком. Много едоков и без этих (ваших) дураков. Без ложки и добрый едок станет.
ЕДА - Едок, едак, едака, едоха, едуга, едун м нья женский род кто помногу ест, у кого выть (апетит) большая: прожора, обжора. объедала. Застольников много, да едока ни одного нет.
ЕДА - Едок, разборчивый на еду, смыслящий вкус, сластёна, сластоежка, лакомка, либо знаток.
ЕДА - Едун, нижегородское позыв на еду, выть, апетиг. Едуна нет у меня сегодня, а каша хороша!
ЕДА - архангельское; архангельская губерния, архангельский говор Баран едун, жирный, нагулявший тело и не выбегавшийся еще, не успевший спасть с тела.
ЕДА - Почва едун, сев. песчаная, сухая, съедающая весь назем.
ЕДА - Едуга или изъедуга, тяжелый нравом человек, от которого и житья нет.
ЕДА - Едоха существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное вологодское знаток в какомлибо деле, сведущий, искусный и опытный, дошлый, источник, мастер;
ЕДА - архангельское; архангельская губерния, архангельский говор изъедуга, бранчивый, собачливый, неуживчивый.
ЕДА - Твер. псковское бойкий пролаз, проныра, пройдоха, выжига, Едало, ядало, средний род нижняя челюсть, скула, салазки. Ему едало подсинили.
ЕДА - Рыло, морда, рот с зубами. Едалото есть, да ежева нет!
ЕДА - Едальцы множественное число хватки и роговые челюсти насекомых, жвала. Едкий, что есть, съедает, травит или проникает; острый, жгучий; о кислотах, более говорится, говорят острый и жгучий; о шелочах, едкий. Едкая известь, кали, окиси этих металов, без кислот, не в солях, а по себе. Едкий сок растений, причиняющий жгучую, едкую, острую боль, а иногда и язвы. Едкие краски, которые въедаются в вещь, например в кость, проникают, пропитывают ее, или прашат, гноят ткани, Едкий камень, едкое кали, проедающее живое тело. Едкая трава, Aster amellus, смотрите также ромашка.
ЕДА - *Едкая шутка, насмешка, язвительная, обидная, колкая.
ЕДА - Едкий человек, сев. кто поедом ест, грызет всякому голову, бранчивый, сварливый, поедуга. Едковатый, изрядно едкий. Он едконек, едконько говорит, пишет. Едкость женский род состоянье, свойство, качество по прилагательное Едучий, что разъедает, вытравляет, растравляет, прашит. Едучий или адский камень, едкое серебро, ляпис, азотокислое серебро, которым прижигают язвы, бородавки. Едучесть женский род свойство по прилагательное Едовики, у коровы, впадины у передних лопаток; у хорошей коровы просторные едовики. Една средний род ядно, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор сибирское у врачей: мокса; сжигают кусочек труту на больном месте тела, или растравляют язву. Едно и ядно ставят например в сибирской язве.

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорный)

Еда - трапеза; пища, снедь, кушанье, яство; блюдо, перемена, подача, дача, доза, прием, порция, порцион, рацион; вкушение, отведыванье, съедение. Обед, завтрак, полдник, ужин, закуска. Тайная вечеря. Ср. <Пища, Есть>. См. пища

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЕДА - еды, множественное число нет, женский род
. . . 1. То же, что пища ( разговорная форма ). Обильная и вкусная еда.
. . . 2. Действие по глагол есть. Во время еды разговаривать вредно.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

еда - еда́ -- еда́, ед`ы

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

еда - женский род
- - - 1) Действие по значение глагол : есть (2*1).
- - - 2) разговорная форма То же, что: пища.

Библия. Энциклопедический словарь

ЕСТЬ, ЕДА - (Ис 66:17). Евреи чуждались есть и пить с египтянами, равно как и египтяне в столе не сообщались с Евреями. «египтяне не могут есть с Евреями, — замечает свящ. бытописатель, — потому что это мерзость для египтян» (Быт 43:32). Учение Иисуса Христа привлекало массу народа, и вот в числе других слушателей мытари и грешники приближались слушать Его. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:12). Главное обвинение против апостола Петра состояло в упреке ему со стороны обрезанных, «что он ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян 11:3). Обычай у Евреев вкушать пищу за обедом и ужином доселе еще остается в патриархальном виде у всех Восточных на родовой Гости обыкновенно возлежали на скамьях, или ложах, склонившись на левый локоть, и пользуясь при еде главным образом правою рукою. Это особенное положение тела при трапезе дает живой интерес событию, описанному в Евангелии от Луки (7:36,50), и интерес вполне естественный, тысяча  е. женщина — грешница, узнавши, что Господь Иисус Христос возлежит в доме фарисея взошла в дом, обливала ноги Господа слезами и отирала волосами головы своей. Также очевидно, что при возлежании за трапезой всякий присутствующий легко мог склонить свою голову на грудь другого, как, например, и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Богослов на Тайной вечери «возлежал на груди у Иисуса» (Ин 13:23). Женщины никогда не присутствовали в качестве гостей за иудейскими обедами и ужинами. Настоящий обычай еды у Восточных народов поясняют некоторые интересные места Свящ. Писания и особенно Нового Завета. В Сирии присутствующие за трапезою пользуются своими пальцами; нож, ложка и тарелка употребляются только чужестранцами, и то только в виде особенной для них привилегии. Хлеб, который очень тонок, омакается в какой-либо суп из растений и овощей; и если на столе находится очень лакомый кусок, то хозяин дома берет его своими пальцами и подносит к устам гостя. Из Евангелия Матфея (26:23) явствует, что Иуда предатель возлежал на Вечери довольно близко от Иисуса, чтобы опустить свою руку в одно и то же с Ним блюдо; то же видно и из других дополнительных к сему событию обстоятельств, приводимых в Евангелии от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а (13:26-27). По свидетельству английское; слово английского происхождения путешественника д-ра Вилькинсона — у египтян обычай употребления пищи состоит в следующем: обеденные столы были продолговатые, быть может той же самой формы, какая существовала и во времена Фараонов; это, между прочим, подтверждается тем фактом, что братья Иосифа за обеденным столом «сели перед ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его» (Быт 43:33). Только один Иосиф обедал один за особым столом. Столы не покрываются какою-либо скатертью, подносов при разноске кушаний также не употребляется. Без ножей и вилок египтяне вынимают куски мяса из горшка пальцами и едят их, как и современные Азиаты, всегда держа в своей правой руке. Ложки подаются за столом только тогда, когда неизбежно того требуют суп, или другая жидкая пища; в некоторых же случаях, именно когда, например, нужно было разрезать большой кусок мяса, подавали и нож. Эти обычаи при еде доселе еще сохраняются на Востоке. Делить с кем-либо пищу считалось на Востоке знаком взаимного доверия и дружбы; отсюда сила выражения: «Человек мирный со мною на которого я полагался, который ел хлеб, мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10. Подробности смотрите также в ст. Обед и Ужин).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ЕДА - трапеза, прием пищи, имеющий повседневный или праздничный характер. У славян, как и многих народов, трапеза обставлялась как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива и утвердить солидарность его членов перед лицом высших сил. Порядок рассаживания вокруг стола у восточных славян выявлял субординацию сотрапезников, отражая наглядную модель половозрастной и социальной стратификации коллектива, причем «верх» и правая сторона, как правило, означали более высокую престижность, а «низ» и левая сторона — более низкую. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. Женщины, как правило пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов: кума на крестинах, крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами, а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — «на куте сядзит альбо поп, альбо дурак». До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они «нечистые», тысяча  е. у них бывают месячные. По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие, на самом нижнем конце стола — женщины; те из них, кому не хватало места за столом, ели «в посудах» на лавке или возле печи. По сообщению сер. XIX в. из Белоруссии, «женщин потчуют... всегда после мужчин; от лучших кушаний, которые готовятся в меньшем количестве, им достаются одни остатки после мужчин, и они ими довольствуются, не вменяя себе этого в обиду». Известен и другой способ рассаживания: с одной стороны — по старшинству мужчины, с другой, напротив них, — женщины. В XVI —XVII вв. в русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее. По сообщению П. Петрея (1610–е), «женам не дозволяют мужья и обедать с собой: сами обедают или одни, или с гостями, а жены их особенно в своих покоях, с горничными, и никто из мужчин не может входить туда, кроме мальчиков, назначенных для их прислуги». В к. XVII в. такие порядки еще соблюдались в знатных семьях. В соответствии с представлением о Боге как «раздателе благ» трапеза организуется таким образом, чтобы представить пищу, подаваемую стряпухой, как дары, исходящие от Бога. В конечном счете трапеза предстает как своеобразный обмен с Богом: за пищу, которая исходит от Господа, сотрапезники воздают ему благодарность и выражают свое почтение. Хозяин дома, занимающий место во главе стола, под иконами, распоряжается застольем как бы от имени Бога, который незримо наблюдает за людьми и их отношениями к Его дарам. Согласно верованию, широко представленному и в восточнославянском фольклоре, и в письменной традиции, при еде присутствуют добрые и злые духи — ангелы и черти. Праведное, христианское поведение вызывает благословение ангелов; греховное, языческое — прогоняет их от стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу. Близким присутствием нечистой силы объясняются многие правила народного застольного этикета. Нельзя стучать ложками, от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни». Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. По наблюдениям П. Петрея, русские «привыкли часто креститься и не возьмут в рот никакого кушанья или напитка, не перекрестившись сперва, думая, что тогда кушанье и питье благословлены и охранены от всякой ворожбы». На Руси ни в коем случае не позволялось ругать еду. «Аще ли хто хулит мяса ядущая и питье пьющая в Закон Божий... да будет проклят» — гласит древнерусский памятник «От апостольских заповедей» (рукопись XIV—XV вв.). Вкусовые качества пищи, согласно «Домострою», зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость. В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку. Если же гость обращал слова благодарности хозяевам, то те переадресовывали его к божественному подателю пищи: «Богу дякуйте!» (украинское). По словам пожилой женщины из Гомельской обл., «сталом заведуе сам Господь». После еды нужно говорить: «Благодару Госпаду Богу за хлеб и за соль, за Тваю миластыньку, што Ты мне послал на стол». Наиболее сакральный пищей у восточных славян считается хлеб. Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие дома, по многом определили правила обращения с хлебом во время еды. Вторым по сакральности продуктом после хлеба у восточных славян была соль. Выражение «хлеб-соль» было обобщенным названием угощения. Приглашение на «хлеб-соль» являлось формулой приглашения на пир. Пришедшего в дом за каким-нибудь делом старались непременно попотчевать хлебом-солью, причем отказаться считалось чрезвычайно неприличным. По пословице, «от хлеба-соли и царь не отказывается». Совместная еда молодых в свадебном обряде, известная у многих славянских народов, знаменует собой их вступление в интимную связь. В русской традиции отчетливо прослеживается эротическая символика еды. Во время свадьбы в Пинежском уезд. Архангельской губерния молодым подносили кашу, которую невеста ела, накрывшись платком, «как бы стыдясь есть на виду»: «Потешно, что в каше, подаваемой в чашке молодым, делается на средине ложкою некоторое углубление, полное налитого масла; вот из него-то берет кашу молодой, сам ест и молодой подносит». По русским поверьям, есть вместе один кусок хлеба разрешается только мужу с женой или другим близким людям; если женщина доест хлеб за мужчиной, то он будет за ней бегать, а если мужчина за женщиной — то наоборот». А. Л. Топорков
Это интересно


Россия