Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

дом

Большой энциклопедический словарь

БЕЛЫЙ ДОМ - резиденция президента США в Вашингтоне.
ДЕТСКИЙ ДОМ - в Российской Федерации государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются дошкольные и школьные (государственные), семейного типа и другие детские дома.
ДОМ АКТЕРА - творческий клуб деятелей театра. Кроме Центрального Дома актера имя А. А. Яблочкиной в Москве (основан в 1937), Дома актера имеются в ряде других крупных го родовой
ДОМ АРХИТЕКТОРОВ - творческий клуб работников архитектуры и строительства. Центральный Дом архитекторов - в Москве, основан в 1932. Дома архитекторов имеются также в других городах.
ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ - социально-бытовое учреждение, где живут на полном обеспечении старейшие деятели театра. Существуют (при театральных обществах) в Москве, Санкт-Петербурге (им. М. Г. Савиной, основан ею).
ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ - отдел издательства "Детская литература", основан в 1950 в Москве, филиал в Санкт-Петербурге и Новосибирске. В задачи Дома детской книги входит изучение современной детской литературы, читательских интересов, обобщение опыта издания книг для детей, пропаганда книги.
ДОМ ЖУРНАЛИСТА - Центральный (ЦДЖ), творческий клуб журналистов в Москве. Учрежден в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати с 1938, в ведении Союза журналистов с 1959. Дома и клубы журналистов имеются также в Санкт-Петербурге, Владимире и других городах.
ДОМ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ - творческий клуб деятелей киноискусства, в Санкт-Петербурге с 1928, в Москве с 1934. Дома кинематографистов имеются также в других городах.
ДОМ КОМПОЗИТОРОВ - творческий клуб музыкальных деятелей и культурно-просветительское учреждение, с 1963, Москва. Дома композиторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах.
ДОМ ЛИТЕРАТОРОВ - 1) литературная организация в Петрограде (1918-22). 2) Центральный дом литераторов (ЦДЛ) имя А. А. Фадеева в Москве. Основан в 1934. Дома литераторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах.
ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - государственное учреждение культуры, организационно-методический и творческий центр художественной самодеятельности клубных учреждений.
ДОМ ОТДЫХА - оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей. 1-й дом отдыха организован в Петрограде в 1920.
ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - творческий клуб деятелей искусства и культурно-просветительское учреждение. Кроме Центрального Дома работников искусств в Москве (основан в 1930), подобные клубы имеются в других городах.
ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ - клубное учреждение работников системы народного образования. Дома работников просвещения учреждены декретом СНК от 25 апреля 1921. В 1934-56 назывались домами учителя, некоторые сохранили это название поныне.
ДОМ РАДИОВЕЩАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ - (Москва). Основан в 1938 как Дом звукозаписи - техническая база по производству грампластинок. Осуществляет звукозапись художественых программ радиовещания.
ДОМ РЕБЕНКА - учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и другие
ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ - учреждение в системе органов здравоохранения, осуществляющее оперативную и организационно-методическую работу по санитарному просвещению на обслуживаемой территории (город, район, республика).
ДОМ СОЮЗОВ - здание в Москве. Существовавшее в 18 век здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780-90-х гг. архитектором М. Ф. Казаковым в стиле русского классицизма. Замечателен двухсветный, тысяча ново-. Ср. нов. Колонный, зал (с коринфской колоннадой). В Доме союзов проходят конгрессы и собрания, концерты и другие культурные мероприятия.
ДОМ УЧЕНЫХ - клубное учреждение, организация научной общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Дома ученых имеются также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре и других городах.
ДОМ УЧИТЕЛЯ - смотрите также Дом работников просвещения.
ДОМ-ИНТЕРНАТ - для престарелых и инвалидов, смотрите также в ст. Социальное обеспечение.
ДОХОДНЫЙ ДОМ - в 19-20 вв. городской жилой дом с квартирами, сдающимися внаем. Как тип архитектурного сооружения складывался с 1830-1840-х гг. Доходные дома обычно имели внутренние дворы-колодцы и сотообразную внутреннюю структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей.
ОРЛЕАНСКИЙ ДОМ - младшие ветви королевских династий Валуа и Бурбонов. Наиболее известные представители: французские короли Людовик XII (правил в 1498-1515) и Луи Филипп (правил в 1830-48).
ПУШКИНСКИЙ ДОМ - смотрите также Русской литературы институт.
РОДИЛЬНЫЙ ДОМ - медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильном доме имеются женские консультации, в крупных родильных домах - гинекологические отделения.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

дом - свое жилье Дойти до дому. Выйти из дому. Родной дюйм Принять в дюйм когон. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь дюйм
дом - дом учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды Д. культуры. Д. отдыха. Д. творчества. Д. ученых. Д. ветеранов сцены. Торговый дюйм (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели, Д. обуви, Д. торговли (название больших магазинов).
дом - дом свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство Дойти до дому. Выйти из дому. Родной дюйм Принять в дюйм когон. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь дюйм
дом - дом Obs династия, род Д. Романовых.
дом - дом жилое (или для учреждения) здание Д.-новостройка. Каменный дюйм Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь дюйм (все живущие в доме).
дом - дом место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования Общеевропейский дюйм Родина - наш общий дюйм

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДОМ - малый; мужской род строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южное, южный хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. Умалит. домец, домик, домок, домочек; домишка, домишечка; увеличенное или увеличительное домина, домища. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. Открытый дом, хлебосольный. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать, тверск. Ни у одного вора нет каменного дома. Дом хорош, да хозяин негож. Хорош домами (город), да плохи головами. Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел? вода, рыба, невод. Три полуостров Кола вбито, бороной накрыто, и то дом.
ДОМ - Семейство, семья, хозяева с домочадцами;
ДОМ - род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. Весь дом выбежал на улицу. Дом этот княжит уже три века. Просим к нам всем домком, опричь хором. Дон, Дон, а лучше дом! И тесен дом, да просторен он. В гостях хороша девка. а дома лучше того. Будь, как у себя дома. Богатому везде дом. Полон дом, полон и рот. Мало тому, у кого много всего в дому. Дом невелик, да лежать не велит. Домом жить, обо всем тужить. Дом яма, никогда не наполнишь. Домом жить, не разиня рот ходить. Дом вести, не лапти плести (не задом трясти, не плясать). Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Скопила хозяйка домок не надобен и замок, нечего запирать. Бегает от дому, будто черт от грому. Дома и солома съедома. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Каков Дема, таково у него и дома (и в доме). Каково кому на дому (У всякого в дому) не ведомо никому. Каково на дому, таково и самому. Червь дерево тлить, а злая жена дом изводит. Худу быть, кто не умеет домом жить. Чужим умом не скопить дом. Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить. В людях радуйся, царице, а дома не рыдай мене, мати! Сидеть одному, когда нет никого в дому. Дома сидеть, ничего не висидеть. Хлеб дома, а оброк на стороне. Дом господский, а обиход сиротский, бедный. Зачем в люди по печаль, когда дома плачут? Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому! Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Дома как хочу, а в людях, как велят. Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница, о раскольниках. Дом дому (хозяин хозяину) не указ. Всякий дом потолком крыть, не выноси сора. Всякий дом хозяином держится. Весь дом вверх дном. Твой дом, твои и гости (твоя и воля). Здесь не сижу, дома не хочу, понеси меня к нам, причуды. Сказал бы и еще сказку (пословицу), да дома забыл. Как ни валять, а дома не бывать (не ночевать)! Сгори мой дом, клятва. Так завирается, что дома не ночует, то есть не выпутается. Жил на дому, а очутился на Дону, в бегах. Дурак дом строит (о горожанах): под постой возьмут!
ДОМ - Костр. тверское дом говорят вместо домовище, домовина, гроб. Дома наречие у себя, в своем жилье, не в гостях, не в людях. Один все сидит дома, другой дома не живет. В гостях хорошо, а дома лучше. Поп Васька дома "А кто тут?" Я, Василий Иваныч! дразнят чуваш. У нас дома нездорово. Дома не в гостях: посидев не уйдешь. В людях ангел, а дома черт. По дураки (дураков), не за море ездить, и дома есть, в своей земле на родине. Нет дома муки, так попроси у Луки. Много в людях, да дома нет, добра. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. На стороне добывай, а дому не покидай. Домой наречие домовь старый, старая форма имени и сев. домом архангельское; архангельская губерния, архангельский говор домойка смоленское в свой дом или в свое жилье, туда, где живешь, откуда родом. Тяжело понес, и домой не донес. Тяжело понесешь, домой не донесешь. Кабы тебе все это на себе домой нести! что наврал. Идти лучше домой, не дождовшись побой (побоев). Пора домой, не дождаться б побой. Поедим, попьем и домой пойдем. Ступай домой, и Бог с тобой! Домовый, к дому относящийся или к нему принадлежащий. Домовая контора, управляющая домом. Домовая крыша. Иногда говорят домовой: солдат пошел в домовой отпуск. Домовой малый; мужской род домовик, дедушка, постен, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая половина олонецкое , суседко, батанушка; духхранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и прочее Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Есть домовой сараешник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихйные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопаст) в водяного; но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым, сатаной. Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Купил дом и с домовыми. Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь. На Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Лествичника домовой бесится, 30 марта. На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке, 28 января. Увидать домового, к беде, к смерти. Домовой стучит, возится. Его домовой душит.
ДОМ - Домовик, вологодское влазень, привал, приемыш к дочери, призяченный. Домовая имя существительное женский род стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящийся, принадлежащий к дому или к семейству в различных значениях. Домовные люди, домовладельцы, противоположно бездомный, бездомки. Домовний обиход, хозяйственный. Домашнее пиво, корчажное, дома сваренное. Домашнее платье, буднишнее, обиходное. С домашней думой в люди не ходят. Домашний человек, свой, близкий, живущий в доме или часто запросто бывающий. Домашние дела, о государстве, дела внутреннего управленья; о семье, хозяйственные или семейные. Домашние ваши, в виде имя существительное односемьяне, чада с домочадцы. Сын да дочь домашние гости, свои. Сын домашний гость, а дочь в люди пойдет. Домашняя копейка рубля бережет, о непокупном припасе. Домашнего (своего) вора не убережешься. Домашние мысли в дорогу не годятся. Вам дорожним, а нам домашним, нужно. Домовитый человек, зажиточный и хороший хозяин. Домовитый больше продает, чем купит, чем покупает. Домовитость, зажиточность, полное хозяйство, достаток.
ДОМ - В тверское Домовитые, почетное прозванье жениховых родителей. Домовитка, скопидомка, добрая и заботливая хозяйка. Домилище, средний род старый, старая форма имени жилье, жилище, жительство, квартира, помещенье. Домовина женский род домовище средний род домовье псковское гроб, особ. однодеревый, долбленый, какой любят крестьяне в новгородское вологодское костромское и прочее Дома нет, а домовище будет. Кто домовины не видывал, тому и корыто за диво. На чужбинке, словно в домовинке. Дом строй, а домовину ладь, то есть помни. Возьми себе на домовину! говорят вору или обидчику.
ДОМ - Домовище, встарь, также стан, притон, всякое жилье кроме собственного дома, например землянки в осадных работах, бараки, блиндажи и прочее
ДОМ - Домовище, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор опасный омут, притон водяного.
ДОМ - Домовин малый; мужской род домовины множественное число домочадцы, семья, прислуга. Домовинов нет, так есть домовой. Домовинный, к домовине, гробу относящийся. Домовник малый; мужской род домовница женский род старый, старая форма имени домовик смоленское псковское влалелец, хозяин дома; ныне иногда управляющий домом. Домовник малый; мужской род домовница женский род домосед, не выходящий из дому; кто остается в доме с ребятишками, для присмотра в страду, когда все уходят на работу. Батюшка в пир, матушка в пир, и я, озорник, дома не домовник! Домовка курское домашний скарб, хозяйство. Домаха, домашка женский род домовня псковское домоседка, домовница, добрая хозяйка.
ДОМ - Новг. засидевшаяся дома девка. Домашество средний род домашность, домовщина женский род домашний обиход, хозяйство и все домашние принадлежности. Домашество водить, не стряхня рукава ходить. По домашности все пригодится. Она всей домовщиной заправляет. Домашник малый; мужской род пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка домашнее платье, сарафан, будничник. Домашничать, домовничать, быть домовником или домовницею, домахою; сидеть дома, заниматься домашним обиходом, хозяйством. Домашничанье, домовничанье средний род домашние занятия, хозяйничанье. Домовать на дому закладать жену, то есть жена порукой в хозяйстве. Домовать на Дону закладать жену, коли должать на чужбине. Ни дом домить, ни семью кормить, одинокому. Домиться, селиться, обзаводиться домом, хозяйством. Домоблюститель, домоблюстительница смотритель, управитель, домохранитель, домострой; дворецкий. Домоблюстительство средний род смотрение за домом. Домовладыка существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное глава дома или семейства, большак. Домовладелец малый; мужской род домовладелица женский род хозяин дома, домохозяин и домодержец. Домоводство средний род домохозяйство, домостройство, домашний обиход. Домовод малый; мужской род домоводка женский род хозяин, домострой. Домоводный, к домоводству относящийся. Домодержец малый; мужской род домодержица женский род домохозяин, домовладелец. Домоделковый, домоделочкый, домодельный, своей, домашней работы. Домодельщина, то же. (Наумов). Доможил малый; мужской род живущий в доме, нанимающий дом; или живущий хорошим домом, составляющий дом. Это наш доможил.
ДОМ - Астрх. домовой. Доможирец малый; мужской род доможира существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное домочадец. Домозаводство средний род домостройство, домохозяйство. Домоздание, домоздательство средний род постройка, возведение дома. Домоздатель малый; мужской род кто рубит избы, кладет дома; плотник, каменщик и прочее Домоправительство средний род домоблюстительство, управленье домом; домоправительный, к этому относящийся. Домоправитель малый; мужской род домоправительница женский род управляющий домом, делами, либо хозяйством. Доморачительство средний род забота о порядочном хозяйстве. Доморачительный, старательный по домашнему обиходу. Доморачитель малый; мужской род доморачительница женский род заботливый по домоводству. Домородная челядь, дворовые люди, в доме рожденные и выросшие. Доморощенный, большей частью о животных, выращенный, выкормленный в дому. Доморосток малый; мужской род доморощенка существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное доморощенное животное. Домостарица приживалка, подруга и начетчица, для домашнего, келейного быта, большей частью у раскольников. Домостроительство средний род домостройство, домохозяйство, домовний обиход, наблюденье за порядком в дому. Жене краса, домостройство. Не наряд жену красит, домостройство. Домостроительный, домостройный, к домостройству относящийся. Домостроитель малый; мужской род домостроительница, домострой, домостройка, хороший хозяин; приставленный к домостройству, управитель, дворецкий, эконом.
ДОМ - Домострой, письменное наставление домохозяину, дворецкому; рукописи под заглавием домостроя ходят в народе. Домосед малый; мужской род , домоседка ж охотник сидеть дома. Вор воробей домосед, а люди не хвалят. Домоседный, домосидный, к домоседству относящийся. Домоседные, домосидные казаки, отслужившие срок полевой или внешней службы, обязанные только домашнею службою по войску; домосидчики. Домоседство средний род сиденье, занатия дома. Доброй жене домоседство не мука. Домоседничать, сидеть дома, не выходя в люди. Быть на домоседстве или на домосидке, на домашней, домосидной службе. Домотканный, дома вытканный. Домотканина женский род ткань домашней работы, затрапезник, полосушка. Домоторка существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное (торкаться) нищий, побирушка. Домоустройство, домохозяйство средний род домостройство, забота о добром порядке всего домашнего обихода: одежды, пищи, опрятности, покоя, удобства и прочее Домохозяин малый; мужской род , домохозяйка женский род , домодержец, домовладелец, кому принадлежит дом; глава семье, большак, большуха, которые распоряжаются порядком в доме. Домочадец малый; мужской род воспитанный в доме служитель; вообще вся прислуга. Просим покорно к нам с чады и домочадцы!

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорный)

Дом - здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, будка, караулка, кибитка, куща, намет, палатка, сторожка, шалаш, чум, шатер, юрта. Дома, на дому, у себя, в четырех стенах (засесть). Ср. <Домой>. Своя хижина лучше чужих палат (посл.). Ср. <Здание, Жилище и Семейство>. См. помещение, семейство || божий дом, глава дома, загородный дом, не все дома, переступить порог дома, питейный дом

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДОМ - дома, из дому и из дома, множественное число дома (домы устаревший, устаревшая форма ), малый; мужской род
. . . 1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. дома новы, но предрассудки стары. Грибоедов. Мне жаль, что домы наши новы. Пушкин. || собир. Жильцы какого-нибудь дома. весь дом сбежался на крик.
. . . 2. Жилое помещение, квартира. Вам из дому звонили. Выгнать из дома или из дому. || Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. В гости всем домом пошли. || Хозяйство отдельной семьи. Она весь дом ведет. Богатый дом. Хлопотать по дому. трудящихся или отдельного круга лиц, помещающееся обычно в отдельном здании (нов. офиц.). Дом крестьянина. Дом искусств. Дом Красной армии. Дом писателя. Дом культуры. Дом книги. Дом отдыха (учреждение для отдыха трудящихся). Детский дом (закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей). || учреждение, имеющее культурное значение и посвященное памяти какого-нибудь исторического деятеля или события (офиц.). Дом Герцена (учреждение московских писательских организаций). Пушкинский дом (название Института русской литературы при Академии Наук СССР).
. . . 5. Заведение, предприятие. Торговый дом. Банкирский дом. публичный дом (см. публичный). Дом терпимости (см. терпимость). Питейный дом (кабак).Игорный дом. Желтый дом. (см. желтый). Сумасшедший дом.
. . . 6. В детских играх, основанных на преследовании (пятнашки, прятки и другие ) - место, где по правилам игры нельзя преследовать.
. . . Отказать от дома кому ( устаревший, устаревшая форма ) - перестать принимать, просить больше не приходить. Принять в дом кого ( устаревший, устаревшая форма ) - включить в число своей семьи. На дом - к себе домой. Брать работу на дом. На дому - у себя дома. Врач принимает на дому. белый дом - смотрите также белый.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

Белый дом - Бе́лый до́м -- Бе́лый до́м (в Вашингтоне, Москве)
дом - дом -- дом, -а, предлог в до́ме и ( разговорная форма ) в дому́, на до́ме и (до́ма) на дому́, множественное число -`а, -о́в; но: Пу́шкинский До́м (учреждение в Петербурге)
Дом актёра - До́м актёра -- До́м актёра
Дом архитектора - До́м архите́ктора -- До́м архите́ктора
дом-башня - до́м-ба́шня -- до́м-ба́шня, до́ма-ба́шни
Дом ветеранов сцены - До́м ветер`анов сце́ны -- До́м ветер`анов сце́ны
Дом журналиста - До́м журнали́ста -- До́м журнали́ста
Дом инвалидов - До́м инвали́дов -- До́м инвали́дов (мемориал в Париже)
дом-интернат - до́м-интерна́т -- до́м-интерна́т, до́ма-интерна́та
Дом кино - До́м кино́ -- До́м кино́
Дом книги - До́м кни́ги -- До́м кни́ги
Дом культуры - До́м культу́ры -- До́м культу́ры
Дом литераторов - До́м литера́торов -- До́м литера́торов
дом-музей - до́м-музе́й -- до́м-музе́й, до́ма-музе́я
Дом-музей П.И. Чайковского в К - До́м-муз`ей П.И. Чайко́вского в Клину́ -- До́м-муз`ей П.И. Чайко́вского в Клину́
Дом на набережной - До́м на на́бережной -- До́м на на́бережной (в Мо-скве)
дом-новостройка - до́м-новостро́йка -- до́м-новостро́йка, до́ма-новостро́йки
Дом обуви - До́м о́буви -- До́м о́буви
дом отдыха - до́м о́тдыха -- до́м о́тдыха
Дом офицеров - До́м офице́ров -- До́м офице́ров
Дом Павлова - До́м Па́влова -- До́м Па́влова (памятник Сталинградской битвы)
Дом Пашкова - До́м Пашко́ва -- До́м Пашко́ва (архит. памятник в Москве)
Дом Правительства - До́м Прави́тельства -- До́м Прави́тельства
дом ребёнка - до́м ребёнка -- до́м ребёнка
дом Романовых - до́м Рома́новых -- до́м Рома́новых
Дом союзов - До́м сою́зов -- До́м сою́зов
Дом творчества - До́м тво́рчества -- До́м тво́рчества
Дом учёных - До́м учёных -- До́м учёных
Дом учителя - До́м учи́теля -- До́м учи́теля
Ипатьевский дом - Ипа́тьевский до́м -- Ипа́тьевский до́м (в Екатеринбурге)
на дом - на́ дом -- на́ дом
Пушкинский Дом - Пу́шкинский До́м -- Пу́шкинский До́м (институт)
Фонтанный дом - Фонта́нный до́м -- Фонта́нный до́м (в Петербурге)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

дом - малый; мужской род
- - - 1) а) Жилое здание, строение. б) в переносном значении разговорная форма Жильцы, проживающие в таком здании.
- - - 2) а) Жилое помещение, квартира. б) Люди, живущие вместе; семья. в) разговорная форма Хозяйство отдельной семьи.
- - - 3) в переносном значении устаревший, устаревшая форма Царствующий род, династия.
- - - 4) Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни.
- - - 5) Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-либо исторического лица.
- - - 6) Заведение, предприятие. дом... Начальная часть сложных слов, вносящая значение слово, слова : домашний (1) (домработница).

Библия. Энциклопедический словарь

ДОМ, - ДОМА — (Исх 12:7, Лев 7:26). Самыми общими жилищами или домами в глубокой древности, несомненно, были шатры или палатки, хотя в Свящ. Писании неоднократно упоминаются и пещеры (см. Пещеры), как места временного жительства, или укрывательства. Господствующий в те времена простой образ жизни, бродячая пастушеская жизнь и благоприятный климат в первоначально населенных частях земного шара делали наиболее удобными для жительства шатры, которые разных размеров и видов строились обыкновенно таким образом: в землю вбивались столбы или колья и над ними натягивалась покрышка из полотна или кожи, прикрепляемая к шестам посредством веревок. «Распространи место шатра твоего, — говорит смотрите также малый; мужской род пр. книга пророка Исаии , — расширь покров жилищ твоих! не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои» (Ис 54:2). Иногда они разделялись занавесками на несколько отделений, а пол в них устилался коврами или рогожами. Вместо двери прикреплялся к верху кусок полотна или холста, который можно было поднимать и опускать, смотря по надобности. Домашний очаг находился в углублении земли среди палатки, и в нем обыкновенно разводился огонь. Кухонные принадлежности того времени были очень немногочисленны и легко переносились с места на место. Иногда палатки богато украшались как внутри, так и снаружи. Шатры и палатки доселе еще составляют обычное место жительства некоторых диких восточных народов, как, например, Арабов, бедуинов. Наружным своим видом настоящие восточные палатки напоминают несколько нижнюю часть корабля опрокинутого вверх дном. В древности подобные шатры устроились иногда под тенью деревьев, как-то видно из истории патриарха Авраама, имевшего свой шатер у дубравы Мамре (Быт 18:1-4), или близ какого-либо ручья, или источника. В городах и домах Евреи стали жить лишь по занятии земли Обетованной, будучи до того времени по преимуществу народом не оседлым, но пастушеским; и, не без основания, можно думать, что искусство строения, или архитектура, было не безызвестно Евреям еще с очень древних времен. Построение Ноева ковчега, независимо от Божественных указаний, конечно, требовало немало архитектурных сведений. Дерзкая попытка построить Вавилонскую башню до небес несомненно могла быть предпринята только при участии лиц, более или менее знакомых со строительным искусством; древнейшие постройки в Египте доселе еще остаются предметом глубокого удивления для путешественников, по своей массивности, симметрии и орнаментации. Что Евреи часто строили обширные и дорогие дома, мы имеем на то в Свящ. Писании неоднократные указания (Иер 22:14, Амос 3:15, Агг 1:4), хотя нельзя не заметить, что дома, занятые массою простого люда, часто были очень грубой и неудобной постройки сравнительно с первыми. Большинство их строились из глины и грозили падением и опасностью для живущих, когда шел сильный дождь, или свирепствовала буря; они также мало защищали их имущество от воров, так как под них часто подкапывались воры и крали (Мф 7:26, 6:19, Иов 24:16). Живущие в таких глиняных домах должны были трепетать за свою жизнь при наступлении каждой бури. Большие глыбы необожженной глины скоро распадались, и известь (см. Известь), известная уже с глубокой древности (Вт 28:2-4), становилась бесполезною, так как не могла предохранить здание от распадения в кучу развалин. Из сего можем видеть, как страшна была для Евреев следующая угроза Божия, содержащаяся в Иез 13:11- 14. «И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю… Пущу бурный ветер в гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем для истребления… и бурный ветер разорвет ее… И вот падет стена… И вместе с ней вы погибнете». Когда означенные глиняные мазанки ссыхались, то глина трескалась, в ней делались щели и в образовавшиеся трещины вползали различные ядовитые гадины и прятались в стенах или углах домов. «…Если бы (кто) пришел домой, — говорит Ам 5:19, —
ЦАРСКИЙ ВЕРХНИЙ ДОМ - (Неем 3:25) — очевидно царский дворец в Иерусалиме, примыкавший к городской стене.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ДОМ (Крестьянский дом) - место обитания семьи, как Малой Церкви. Во многих чертах домашней обстановки, в самом обыденном поведении и повседневных занятиях четко проступает состояние веры, сохраняется память о Боге и осуществляется обращение к Нему. «Новую избу всегда освящают», — утверждала в 1899 жительница Дулёвской вол. Жиздринского уезд. Калужской губерния Из Дорогобужского уезд. Смоленской губерния корреспондент писал в Тенишевское бюро о том, что иконы у них есть во всех домах. И это не было ни преувеличением, ни исключением в отношении других территорий. Весь комплекс источников — и ответы на программы обществ, и записки наблюдателей, и мемуары — все подтверждает эту информацию: иконы были буквально у всех. Основной состав икон в доме повторялся по разным губерниям России: образа Спасителя, Божией Матери, свт. Николая, Георгия Победоносца, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Богослова и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Воина, сверху Параскевы Пятницы, апп. Петра и Павла, вмч. Пантелимона, пророк Ильи, мч. Власия, свв. Зосимы и Савватия встречались чаще других. Они дополнялись обычно иконами святых, особо чтимых в данной местности: в Калужской губерния — образ прп. Тихона Калужского; в Воронежской — прпп. Митрофания Воронежского и Тихона Задонского; в Сибири — свт. Иннокентия Иркутского и другие Добавлялись также иконы святых покровителей хозяина дома или членов семьи. Хозяева побогаче заказывали иногда образ, где изображались несколько святых, чьи имена носили члены семьи. Могла быть приобретена или передана по наследству икона святого, считавшегося покровителем основного занятия хозяина: свв. Зосима и Савватий — у пасечника, сверху Власий или сверху Модест — у скотовода, свв. Косма и Дамиан — у кузнеца. И конечно же сверху Пантелеимон — у многих болящих. Размещались образа у всех на божнице (полочка для икон, иногда с поставцом-шкафчиком), в переднем (святом, красном) углу. У более обеспеченных крестьян и тех, кто сам владел мастерством, иконы помещали в киоты из липы, ольхи, березы. В некоторых избах в переднем углу, кроме икон, было множество лубочных картинок религиозного содержания: Двунадесятые праздники, Сотворение мира, Распятие, Страшный суд, Житие и Страдания вмч. Пантелимона ил и другие святого. Здесь же мог висеть еще металлический или деревянный крест — поклонный. Как правило, даже бедные крестьяне имели лампады; обычно их зажигали на короткое время, а под большие праздники — на всю ночь. Перед образами в доме молились. Иконами в доме благословляли при важных жизненных обстоятельствах. Т. А. Листова, специально исследовавшая православные традиции русской народной свадьбы, пишет: «По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи («заручины», «рукобитье», «запойны», «образованье») отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение жениха и невесты их родителями иконой. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно, а родители жениха и невесты иногда начинали называть себя сватами». «Непременным ритуалом русской свадьбы» было также благословение жениха и невесты иконой родителями и крестными; сначала — порознь (каждого в своем доме), а потом обоих вместе — при отправлении к венцу. Невесту благословляли обычно образом Богоматери, а жениха — образом Спасителя, иногда — Николая Угодника. Обрядом благословения иконой очень дорожили. Умирающий, прощаясь с близкими, благословлял детей иконою. Образом благословляли при отправлении в дальний путь, при уходе в солдаты, в монастырь, на учебу. Икону в доме снимали с божницы также для совершения обряда побратимства и для того, чтобы поклясться на ней в особо важном вопросе, когда требовалось надежное свидетельство. Но без самой крайней надобности старались к этому не прибегать. Повседневные домашние молитвы были естественным, обычным делом русских крестьян — об этом свидетельствуют многочисленные источники — сообщения из разных мест. Утром сначала моются, потом — молятся; поминают их и вечером, отходя ко сну; кроме того, молятся перед едой и после еды; перед началом всякого дела крестятся и говорят — «Благослови, Господи, помоги мне, Господи», а после окончания — «Благодарю Тя, Господи». Так сообщалось в к. XIX в. о ежедневных молитвах крестьян одной из волостей Боровичского уезд. Новгородской губерния Та же картина, только более лаконично обрисованная, в Череповецком уезд. : дома молятся утром, когда встают; каждый раз, садясь за стол; вечером, когда ложатся спать. И в Белозерском уезд. : в каждой семье и всеми членами ее совершается молитва перед иконами утром, вечером, до и после обеда; молится каждый отдельно. Сходны краткие костромское и калужское (Тарусский уезд. ) известия: молятся каждое утро и вечер. А корреспондент из Лихвинского уезд. Калужской губерния (с. Берёзово) подчеркнул: домашние молитвы утром и вечером, а также перед едою считаются обязательными. Всеобщий и обязательный характер личных домашних молитв — утром, перед обедом, перед ужином и перед сном — выступает из Смоленского (Дорогобужский уезд. ) и других сообщений. В ответе из Тульской губерния отмечены земные поклоны, которыми сопровождают обычно утренние молитвы в переднем углу перед образами. Относительно «наиболее религиозных стариков и старух» Пошехонского уезд. подчеркнут отсчет совершаемых поклонов по лестовкам и четкам. Лестовка — ремень со множеством повязанных на нем мелких ремешков или узелков разной величины. Одни узелки соответствовали поясным поклонам, другие — земным. Четки, подвижные шарики которых заменяли ремешки и узелки лестовок, делались из дерева, кости или кожи. Иные корреспонденты, отвечавшие на программы научных обществ, останавливались подробнее на особенностях молитв отдельных членов семей и на сезонных отличиях домашних молений крестьян. Из Владимирской губерния (с. Семеновское) диакон писал в Тенишевское этнографическое бюро: зимой первою в доме встает стряпуха, не торопясь умоется, истово помолится; в утренней тишине Слышится, как она молит Господа за живых и умерших родственников. Затем она начинает хозяйничать у печки, а тем временем понемногу поднимаются хозяин и все семейные (кроме малолетних, которых никто не будит). «Не спеша, не так, как летом, умываются, молятся Богу и отправляются убирать скотину». Учительница М. Михеева из деревни Талызина (Тальцинская вол. Орловского уезд. одноименной губернии) писала: «Летом крестьяне молятся только вечером по окончании всех дел и то очень мало». Летом некоторые выходят для молитвы из избы и обращаются в ту сторону, где стоит храм, или на восток. Старухи большей частью молятся между хозяйственными делами, потом заканчивают в избе. «Многие старухи еще поднимаются в полночь Богу молиться»; считают, что такая молитва особенно угодна Господу и имеет особую силу прогонять нечисть. Под большие праздники и летом молились почти до самой зари. «Зимою же совсем другой порядок: бабы как только встают рано утром, прежде всего спешат помолиться Богу и положить несколько поклонов». При этом стараются молиться так, чтобы их никто не видел. Старики зимою во дворе не молятся, а выжидают, когда дети заснут и в избе наступит тишина. Сами объясняют это тем, что так делали Святые Угодники. Детей заставляли молиться утром и вечером каждый день. «В самые лютые морозы старики молятся на печи, стоя на коленях; дети тоже с ними». Относительно чтения молитв вслух сведения расходятся. По-видимому, эта особенность не была всеобщей. Так, наблюдатель из Дорогобужского уезд. замечал, что вслух читают все молитвы, какие знают, только в праздник, когда молятся все вместе, если не смогли пойти в церковь. Такие общие всей семьей молитвы были существеннейшей чертой русского православного дома, как Малой Церкви. Молитвы читал обычно домохозяин, стоя перед иконами, а остальные члены семьи повторяли их шепотом, стоя на коленях. Никто не смел встать с колен или тем более выйти из избы, хотя это могло продолжаться более часа. Общее чтение молитв по большим праздникам, вынужденно заменявшее выход в церковь, происходило и летом, и зимой. Могло оно быть и накануне праздника и сочетаться с чтением вслух Евангелия. На Орловщине хозяин «под праздник, прежде вымывшись сядет за стол, прочитает Евангелие вслух, а после ужина помолится усердно Богу, предварительно зажгут лампадку и свечи перед каждой иконой. В это время и бабы становятся на колени и детям приказывают молиться усерднее». «Если крестьянин, по отдаленности своего места жительства», — писал Т. Успенский в 1859 о Шадринском уезд. Пермской губерния , — «в праздник не может быть в церкви, то он непременно в часы богослужения молится дома, зажегши свечу пред иконами». В Петропавловском уезд. Тобольской губерния (1848), где иные деревни находились в 25 — 30, а то и 40 верстах от церкви, многие в праздничный день утром молились дома с полчаса или час при зажженной свече. Вся семья молилась вместе в своем доме также по особым случаям. К таковым относилось прощанье перед отъездом в дальнюю дорогу. Если отъезжали отец или мать, то после общей молитвы они благословляли детей — крестили каждого по три раза. Общая молитва в избе предшествовала также выездам в поле для пахоты и сева. «Весною, когда намерены начать в поле пахать или сеять, крестьяне, готовясь к отъезду, собираются в избу, становят на стол хлеб, соль и похрестники (кресты из теста, сбереженные с крестопоклонного дня), а зажиточные вместо последних иногда просвиры (испеченные на Благовещенский день), и тут молятся Богу, кладя земные поклоны; потом, взявши с собою со стола хлеб, соль и кресты или просвиры, отправляются в поле» (с. Нижне-Покровское Бирюченского уезд. Воронежской губерния ). Подобные описания, с небольшими отличиями, сохранились и по другим территориям. Общими были молитвы перед торжественными — праздничными и поминальными — трапезами, а также после них. В этих молитвах участвовали все присутствовавшие. Местами на поминках было принято молиться перед каждым кушаньем и желать покойнику Царства Небесного. Во время близкой грозы, града, ураганного ветра вся семья становилась перед иконами на общую домашнюю молитву. Подростков заставляли молиться, если они сами не проявляли к этому интереса. При этом зажигали те свечи, с которыми стояли в церкви в Великий Пяток, Великую Субботу или на Пасху (это считалось лучшим средством от пожара, вызываемого молнией). Рождение и крещение ребенка, сговор и свадьба, тяжкая болезнь, предсмертное состояние и смерть — все это давало основания для совместного обращения к Богу. Религиозное сознание подсказывало необходимость общесемейных духовных усилий, когда над всем домом или над отдельным членом семьи нависала какая-либо опасность. Отношение к жилому дому, как к Малой Церкви, особенно четко выступает в произнесении молитвы и осенений себя крестным знамением при входе в дом — свой и чужой. Об этом встречаем многочисленные упоминания. Молитвенному настроению в доме способствовало хранение и чтение Евангелия и некоторой другой духовной литературы. В Череповецком, например, уезде, по мнению информатора Васильева, из книг больше всего были распространены (1899) Псалтирь, Евангелие, Жития Святых, Святцы (церковные календари) и молитвенники (молитвословы). В некоторых домах можно было увидеть и Библию. Все эти книги «перечитываются по нескольку раз»; их берегут и редко дают кому-либо читать вне дома. Из Галичского уезд. Костромской губерния также сообщали, что в избах много Житий Святых, Истории Ветхого и Нового Завета. А в Меленковском уезд. Владимирской губерния , по мнению П. Каманина (с. Домнино, 1898), в каждом доме были Евангелие, Псалтирь и Библия. Из Орловского уезд. Орловской губерния писали: крестьяне имеют Евангелие и Псалтири. По представлениям русских православных людей, все поведение в доме должно было быть благочестивым и благообразным (см.: Трапеза). Реальность вносила свои плачевные коррективы в это общее воззрение, и в разных семьях степень приближения к идеалу была различной. Но существовали твердые основания благообразного поведения в доме, которые сохранялись в подавляющем большинстве семей. М. М. Громыко
ДОМ РОМАНОВЫХ - — См.: РОМАНОВЫ.
КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ - — См.: ДОМ.
РОМАНОВЫ, Дом Романовых - правившая в России до 1917 царская фамилия, взошедшая на престол в 1613 по избранию Земского собора, ранее того принадлежавшая к знатным боярским фамилиям Московского государства и через первую супругу Ивана IV Васильевича, царицу Анастасию Романовну, урожденную Романову, родственная угасшему царскому дому. Род бояр Романовых ведется с XIII в. от выходца из западнорусских земель Ивана Дивиновича, по преданию, потомка прусско-литовских местных князей. Дивинович принял на Руси христианство и поступил на службу к московскому князю, так что род Романовых — исконный московский родительный падеж Сын Дивиновича Андрей Иванович, по прозванию Кобыла, служил Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Калите и Симеону Гордому, в летописи упоминается как боярин (под 1347), так что боярское звание Романовы стали носить уже с 1–й пол. XIV в. Андрей Кобыла имел пять сыновей, из которых младший, Феодор Андреевич, носил прозвище Кошки. Тоже и боярин Федор Кошка пользовался большим доверием Дмитрия Донского и Василия I. Во время похода Дмитрия против Мамая боярину Федору Кошке было поручено блюсти Москву. Сын его Андрей Федорович, внук Иван Андреевич и правнук Захарий Иванович именовались Кошкиными, а сын Захария Юрий писался двойной фамилией Захарьина-Юрьева так же, как и его сын Роман. Дети же Романа Юрьевича писались просто Романовыми, каковая фамилия и стала с этих пор неизменной. В числе детей Романа Юрьевича находилась и царица Анастасия, популярность которой отразилась и на популярности его рода, особенно брата ее боярина Никиты Романовича († 1585) и его сыновей. Эта популярность пробудила подозрительность царя Бориса Годунова, который решил отделаться от Романовых. Все представители рода были схвачены и заточены. Из пяти племянников царицы Анастасии трое погибли в заточении (Александр удавлен, Михаил уморен голодом, Василий умер в тюрьме, прикованный к стене), а двое пережили правление Бориса и Смутное время, были возвращены и кончили жизнь в почете. Из них Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета и по воцарении сына Михаила на престол всей Руси получил сан патриарха, являясь настоящим родоначальником царствующего дома. Дальнейшие судьбы Романовых есть история России, а генеалогическое разветвление фамилии явствует из прилагаемого родословного дерева. С. Ю.

Финансовый энциклопедический словарь

ЖИЛОЙ ДОМ - один из объектов права частной собственности граждан. Дом на праве частной собственности может быть построен либо приобретен, как правило, по договору (купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания) или получен в порядке наследования. Индивидуальное строительство ЖИЛЫХ ДОМОВ осуществляется в городах, рабочих поселках, в сельской местности на земельных участках, которые отводятся в установленном порядке и размерах, по надлежаще утвержденным проектам. Дом, построенный с нарушением установленных правил, подлежит сносу построившим его лицом (или за его счет) либо передаче в фонд местного Совета народных депутатов. Договоры купли-продажи, мены, дарения ЖИЛОГО ДОМА (или части дома), находящегося в городе или поселке городского типа, должны быть нотариально удостоверены и зарегистрированы в исполкоме районного, городского Совета народных депутатов. Аналогичные договоры в отношении ЖИЛЫХ ДОМОВ, расположенных в сельском населенном пункте, должны быть совершены в письменной форме и зарегистрированы в исполкоме сельского Совета.
КОМИССИОННЫЙ ДОМ - посредническая фирма, специализирующаяся на выполнении поручений на покупку или продажу контрактов на фьючерской бирже за комиссионное вознаграждение. За свой счет сделок не заключает. Как правило, КОМИССИОННЫЙ ДОМ осуществляет операции по поручению частных лиц (мелких спекулянтов), а не торговых фирм.
ТОРГОВЫЙ ДОМ - тип торговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующий международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей. Организация, образованная в форме ТОРГОВОГО ДОМА, обеспечивает, как правило, не только реализацию товаров, но и своими силами осуществляет их производство. ТОРГОВЫЕ ДОМА обычно учреждаются в форме акционерных обществ.

Большой юридический словарь

ДОМ НОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - социальное учреждение, предназначенное для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий. Создаются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Понятие введено в законодательство РФ в 1993г. В законодательствег. Москвы синоним - социальная ночлежка.
РАБОЧИЙ ДОМ - (работный дом) - в ряде европейских стран XVII - начала XX вв. специальные дома для принудительного содержания и эксплуатации деклассированных элементов. В XVII-XVIII вв. Р.д. получили большое распространение в Англии. В XIX век их идея была выдвинута социологической школой права в качестве превентивной меры в отношении носителей "опасного состояния", тысяча е. лиц, склонных совершать преступления. В XX век распространились в Латинской Америке. Так, согласно чилийскому закону 1954г. лица, представляющие собой "социальную опасность", могут быть помещены в Р.Д. или в особые сельскохозяйственные колонии сроком на пять лет.

Энциклопедический словарь медицинских терминов

воспитательный дом - (истор.; син.: детский приют, сиротский дом) - учреждение закрытого типа для воспитания подкидышей и беспризорных детей; существовали в дореволюционной России.
дом инвалидов - (истор.) - учреждение для постоянного проживания одиноких, нетрудоспособных инвалидов, нуждающихся в уходе; предшественник дома-интерната для престарелых и инвалидов.
дом отдыха - оздоровительное учреждение, предназначенное для отдыха практически здоровых людей в благоприятных климатических, ландшафтных и санитарно-гигиенических условиях.
дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав; находится в ведении органов здравоохранения.
дом ребенка - дом ребенка санаторный - Д. река для воспитания и лечения детей с дефектами слуха, речи, с органическими поражениями центральной нервной системы или ослабленных после перенесенных тяжелых заболеваний.
дом санитарного просвещения - санитарно-профилактическое учреждение, осуществляющее организационно-методическое руководство пропагандой медицинских и гигиенических знаний среди населения.
дом-интернат для престарелых и инвалидов - учреждение для постоянного проживания нетрудоспособных престарелых лиц и инвалидов, лишенных возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной помощи; находится в ведении органов социального обеспечения.
карантинный дом - (истор.) - дом, обозначенный предупреждающей надписью, где в 18 век содержались больные оспой.
родильный дом - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. дюйм входят стационар и женская консультация.
сиротский дом - (истор.) - смотрите также Воспитательный дом.

Словарь астрологических терминов

ДОМ -

 1. (лат. domus caelestis, санскр. бхава): один из секторов
небесного круга (и карты рождения), рассчитываемых особым способом и
соответствующих определенным сферам человеческой жизни и
деятельности. Способов расчета  дюйм   (систем  дюйм  ) существует много; они
наз. по именам изобретателей или по тому принципу, который лежит в
основе расчета:  дюйм   по Кампанусу, Порфирию, Региомонтану
(отсчитываемые от ассенданта,  смотрите также  ), солнечные, лунные (отсчитываемые
от Солнца или Луны) и  тысяча  д. В западной литературе дома, рассчитываемые
от AS, иногда наз. мунданными домами (от  латинский   mundus, "мир"),  тысяча  к.
по ним определяется поведение человека "в мире", его взаимоотношения
с внешней средой. В Европе чаще пользуются системой Коха, в США и
России - Плацидуса; в Индии пользуются равнодомными системами.
Большинство систем насчитывает 12  дюйм  , но их может быть больше (20,
Китай) или меньше (8, США,  смотрите также   октотопос). Расчет производится по
специальным формулам или таблицам. Подробнее  смотрите также  ,   например  : Девор Н.
Астрологическая энциклопедия. Б.г.,  бесконечность; большой; бывший   дюйм  ; Кефер Я. Практическая
астрология. М., 1991; Шестопалов С.В. Методические рекомендации по
1-му курсу астрологии. Л., 1990.
   Могут объединяться в группы,   например  :
    I, IV, VII, X - дома детства,
    II, V, VIII, XI - дома взрослости,
    III, VI, IX, XII - дома старости,
или:
    I, IV, VII, X - угловые дома (  английское; слово английского происхождения   angular houses),
    II, V, VIII, XI - примыкающие дома (  английское; слово английского происхождения   succedent houses),
    III, VI, IX, XII - падающие дома (  английское; слово английского происхождения   cadent houses).
См. тж. "колышки".
Традиционным 12 домам присваивается следующее значение:
    I   Vita (лат. "жизнь"), тж. Horoskopus (зд. "Восход",  смотрите также  
гороскоп): личность, ее природные склонности, наследственность,
характер;
    II  Lucrum (прибыль), тж. Рorta inferna (дольние врата):
источники доходов и виды трат;
    III  Fratres (братья), тж. Dea (богиня): родственники,
друзья, ближние путешествия;
    IV  Genitor (родитель), тж. Imum Coeli (надир): дом, семья,
брак; отец;
    V   Nati (потомки), тж. Fortuna bona (добрая судьба): дети,
искусство, удовольствия;
    VI  Valetudo (здоровье), тж. Fortuna mala (злая судьба):
болезни, повседневные заботы;
    VII  Uxor (супруг), тж. Occasus (Закат): партнер, вообще
связи, союзы;
    VIII Mors (смерть), тж. Рorta superna (горние врата):
физическая смерть, секс, оккультные способности;
    IX  Рietas (благочестие), тж. Deus (Бог): религиозность,
философские убеждения, дальние путешествия;
    X   Regnum (царство), тж. Medium coeli (середина неба):
карьера, профессиональный успех; мать;
    XI  Benefacta (добрые дела), тж. Genius bonus (добрый
гений,  смотрите также  ): осуществление надежд;
    XII  Carcer (темница), тж. Genius malus (злой гений): тайные
связи, болезни, оккультные занятия; карма.
   В индийской астрологии домам придается сходное значение:
    I   Танубхава (санскр. "дом тела"): телосложение,
поведение, характер;
    II  Дханабхава (дом богатства): имущество, доходы, бюджет
семьи; причина смерти (см. марака);
    III  Бхратрубхава (дом братьев): интеллект; тж. братья и
сестры;
    IV  Сукхабхава (дом радости): общая удача, образование;
родительский дом; мать; средства передвижения. В женском гороскопе
тж. сексуальная жизнь.
    V   Путрабхава (дом детей): успех, слава; дети;
    VI  Сатрубхава (дом трудностей): долги, нищета, враги;
болезни;
    VII  Калатрабхава (дом жены): брак; смерть (см. марака); в
женском гороскопе тж. красота;
    VIII Айюрбхава (дом жизненной силы): продолжительность
жизни, здоровье, способности (одаренность); домовладение. В женском
гороскопе - жизнь мужа;
    IX  Дхармабхава (дом дхармы,  смотрите также  ): бог, гуру, отец,
путешествия; вера. В женском гороскопе - дети;
    X   Кармабхава (дом кармы,  смотрите также  ): род занятий, философские
размышления; карма;
    XI  Лабхабхава (дом прибыли): приобретения, выигрыши;
    XII  Вриджабхава (дом вражды): потери, мокша (см.).
  2. (лат. domicilium, санскр. свакшетра), тж. домициль, обитель,
жилище: знак Зодиака, в котором планета занимает наиболее сильное
положение, ее влияние максимально. В европ. астрологии - высшее
достоинство планеты, в индийской - третье по значению (см.
достоинства планет). За светилами (Солнцем и Луной) с древности
закреплено по одному дому, за пятью "классическими" планетами - по
два (дневной и ночной  дюйм  ). Сравнительно недавно открытым
транссатурновым и фиктивным планетам пришлось "разместиться" в
качестве сохозяев в домах других планет. В индийской астрологии дома
распределяются несколько иначе (см. свакшетра).
    планета     дневной         ночной
             дом           дом
--------------------------------------------------------------------
    Солнце     Лев            -
    Луна       -            Рак
    Меркурий    Дева           Близнецы
    Венера     Весы           Телец
    Марс      Скорпион         Овен
    Юпитер     Стрелец          Рыбы
    Сатурн     Козерог          Водолей
    Уран          Водолей
    Нептун         Рыбы
    Плутон         Овен, Скорпион
 

Словарь "воровского жаргона" (разговорный)

БЕЛЫЙ ДОМ - - помещение ОВД
ДОМ - - анаша
ДОМ КАЗЕННЫЙ РОДНОЙ - - тюpьма, ИТК
ДОМ СЫРОЕЖКИ - - штpафной изолятоp в ИТК
ДЯДИН ДОМ - - тюpьма, колония
СЕРЫЙ ДОМ - - здание милиции
СЫРОЕЖКИН ДОМ - - штpафной изолятоp
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757