Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

долг

Большой энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. С учетом сферы размещения займов делится на внутренний и внешний.
ДОЛГ - категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

долг - взятое взаймы (Maxime деньги) Взять в дюйм (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в дюйм (на занятые в долг деньги). По уши в долгах (очень много должен). Не выходит (не вылезает) из долгов (постоянно кому -нибудь должен).
долг - долг тоже, что и обязанность Выполнить свой дюйм Гражданский дюйм Защита отечества - священный дюйм каждого гражданина. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний дюйм кому-нибудь ( в переносном значении : почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДОЛГ - малый; мужской род все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию; долг, более общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна.
ДОЛГ - Долг, долги, заемные деньги; плата за чтолибо, с обещаньем уплаты, возврата. Поверстать долг. Долги неоплатные, безнадежные. Долги текущие, по счетам, оборотам. Его должишки сокрушают. В копнах не сено, в долгах не деньги: копна сгниет, а деньги пропадут. Отдать последний долг природе, умереть; покойнику, быть на похоронах его. Должища, что печище: сколько ни клади в нее дров, все сгорит, и все мало. Бог в долгу не останется. За Богом должок не пропадет. По уши в долгу. В долгах по горло. Весь, и волос в долгу. Торгу на три алтына, а долгу на пять. В долг не лезем, из долгу не выходим. Столько долгу, сколько волос на голове. В долгу, как в шелку. В долгах, что в репьях. Что в Москве в торгу, чтоб было у тебя в долгу (в дому)! Есть долг, не спорю, отдам нескоро; а станешь докучать, и по век не видать. Должен не спорю, отдам нескоро; когда захочу, тогда и заплачу. Старый долг за находку. В долгу, что в море: ни дна, ни берегов. По долги, не по грибы. По долги не с кузовочком. Бери долг, чем дают, а не чем хочется. Долги собирать, и ошурками брать. Долги собирать, что по миру идти: бери, что дают, да кланяйся. От долгов, хоть в воду; хоть удавиться, хоть петлю на шею. Долг не ревет, а спать не дает. Долг отдать, не беда заплатить. Стар долг, да кто его помнит? У долга и век долог. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает. Нет труднее: Богу молиться, родителей почитать, да долги отдавать. Отца, мать кормить, да долги платить (трудно). Он в долгу не останется. Долг платежом красен. Не божись, в долг поверю. От долгов и в подполье уходят. Долго спать, с долгом встать. Спать долго, встать (жить) с долгом. Чем живешь? Долгами. (Ачто ешь? Щи с пирогами). Сегодня на деньги, а завтра в долг. Долги, что тля (моль) в меху. Съедают долги и богатого. Тот в нищие пошел, на ком долг тяжел. Нечем платить долгу, так идти на Волгу, прежде о разбое, ныне о бурлачестве. Нет долгу на мне, ни блесточки. Долговой, к долгам относящийся. Долговая книга, в которой пишутся долги. Должковые деньги, должок составляющие. Должный, о человеке обязанный, по долгу своему вынужденный к чему. Я должен говорить правду. О поступках; требуемое долгом, обязанностью. Должное повиновение требует и должного уважения. О долгах денежных: кто должен, и что должен. Я должен ему, кроме денежных ста рублей, еще сто за лошадь. Слава тебе, Господи: и сыт, и пьян, и никому не должен! Должно наречие или безличное, безлично, безличностно глагол надлежит, надо, надобно, следует, потребно, необходимо требуется, по долгу, по обязанности, должным порядком. Должно жить, как Бог велит. Живи должно, как следует. Не все должно, что можно. Должное имя существительное средний род все, что ктолибо должен, что обязан исполнить, что составляет долг. Должное архангельское; архангельская губерния, архангельский говор чужое, заемное. На ней и жемчуг, и повязка, все должное. Должность женский род долг, должное, обязанность.
ДОЛГ - Служебное место или звание, с обязанностями его; определенные и возложенные на кого занятия, с какимлибо званием. Быть при должности, или без должности. Исправляющий должность, временно занимающий место, звание, или не утвержденный в немецкий Должностной человек служащий, кто на государевой или частной службе, обязанный должностью. О деле, поступке, входящий в обязанность службы. Должник малый; мужской род должница женский род должный, обязанный долгом; взявший что взаймы, заемщик, задолжавший. От худого должнника и мякиною бери. Как ни вертись, а с должником расплатись. Кто называет себя должником, тот хочет заплатить, говорится, говорят о раскаянии. Должников, должницын, ему или ей лично принадлежащий. Должать или должаться; долговать архангельское; архангельская губерния, архангельский говор входить в долги, занимать деньги, брать в долг, в счет (см. также долгий). Он все больше должает; он должается и по соседям, и в людях. Не убогий должает, а богатый. Долговать (должать) на Дону ( то есть на чужбине), закладывать жену. Сколько ни должаться, а будет рассчитаться. Должатель малый; мужской род должница женский род должник. Должба женский род действие, действительное и состояние задолжавшего, заемщика. У должбы не промысел. Долженствовать, быть должну или быть обязану; выражает в неопределенном наклонении, то же что безличное, безлично, безличностно должно; я долженствую, я должен, обязан, мне должно, следует.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДОЛГ - долга, множественное число долги, малый; мужской род
. . . 1. только единственное число Обязанность ( слово книжное ). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга.
. . . 2. Взятое взаймы, преимущ. деньги. За мной долг. наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано за долги. Расплатился с долгами. Государственный долг. Перевыполнением плана вернем хлебный долг стране. В долг - 1) взаймы. Давать деньги в долг, 2) с последующей оплатой или с условием возврата. Жить в долг. Забирать из лавки товар в долг. По долгу чего ( слово книжное ) - в силу вытекающих из чего-нибудь обязательств. По долгу службы. Остаться в долгу перед кем-чем - 1) быть в чем-нибудь обязанным кому-нибудь 2) в переносном значении , чаще с отрицание - оставить без возражений, без ответа ( разговорная форма ). Ему нельзя делать замечаний, он в долгу не останется. Отдать последний долг кому ( слово книжное ) - почтить память кого-нибудь умершего, присутствовать на чьих-нибудь похоронах. Отдать долг природе - смотрите также природа. Влезть или залезть в долги (простореч.) - наделать много долгов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

брутто-долг - бру́тто-до́лг -- бру́тто-до́лг, -а
в долг - в долг -- в долг (да́ть, вз`ять)
долг - долг -- долг, -а, предлог в долгу́, множественное число -`и, -о́в

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

долг - малый; мужской род
- - - 1) То, что взято взаймы.
- - - 2) в переносном значении Обязанность перед кем-либо, чем-либо

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВОИНСКИЙ ДОЛГ - обязанность защищать Отечество, составная неотъемлемая часть национального, государственного и религиозного сознания русских. Солдаты и офицеры шли на войну и совершали подвиги не во имя личных интересов, не ради почестей, но памятуя о христианском служении, которое понималось как долг перед национальным целым. Русское войско состояло не из наемников, а из граждан, защищавших Отечество. Соответствующее отношение к воинской службе воспитывалось с детства всем общим настроением окружающей среды. Идеал смелого, сильного, верного Отечеству воина, надежного товарища проходит через весь фольклор — от былин до поздних солдатских песен. Примечателен сам факт широкого бытования солдатских песен — темы их были близки всему крестьянству. С уважением относились крестьяне к солдату из своей деревни и неизменно приветливо, гостеприимно встречали солдат из других мест. Проводы в солдаты всегда проходили торжественно. Новобранца благословляли родители, а также крестные отец и мать. Возвращение со службы тоже составляло событие для всего селения. Множество народа собиралось в избу послушать его рассказы. Тема сражений, воинских подвигов в прошлом и настоящем была одной из самых постоянных во время бесед на встречах взрослых, часто в присутствии детей. В рассказах о войнах основное внимание уделялось успехам русских войск. Дурные вести с фронта проникали в народ эпизодически. И неудачам народ не придавал особого значения, будучи уверен, что враги не смогут устоять против русских, что «сам Бог, Божия Матерь и святой Никола Угодник не допустят этого». По сообщению из Шадринского уезд. Пермской губерния , отдаваемые в военную службу молодые люди, конечно, не без грусти и слез расставались с родными и родиной. «Но жалоб вы здесь не услышите. «На то воля Божия», — говорит будущий воин. А потому между ними нет беглецов: все служили и служат с честию». Свящ. Т. Успенский свидетельствовал: «В моем приходе было из здешних крестьян до пятидесяти отставных и бессрочных солдат, поступивших в 1854 вновь на службу: большая часть из них — унтер-офицеры и имеют знаки отличия. Семь на десять приходилось таких награжденных воинов». Когда проводилась мобилизация, запасные люди, судя по губернаторским отчетам, собирались везде быстро; уклонившихся от явки по призыву практически не бывало. В войсках призывник сразу же окунался в атмосферу служения Отечеству. Российская армия и флот были православными не только по духу, но и по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты веры напоминали все военные реликвии. Особую роль играл ритуал принятия присяги. После торжественного богослужения, в присутствии командира части, всех офицеров и солдат, присягающий должен был «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими перстами. А солдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред лежащим Евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать Евангелие». Заканчивалась присяга молебном о воинах, вступивших в ряды Русской армии. Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми. Если воин погибал в бою, священник обычно говорил в память умершего небольшое поучение, подчеркивая, что лежащий в могиле твердо помнил данную присягу и исполнил ее до последней капли крови: «Царство Небесное да даст ему Господь на небе! А нам, живым, да будет он одушевляющим примером». Верноподданическая присяга произносилась под сенью знамени, на котором изображались крест Господень, царская корона и двуглавый орел. В символическом смысле это означало надежду на победу и царское благословение, которым Помазанник Божий, как общий Отец Государства, благословлял все семейство полка. Знамя сопутствовало воину во всех его службах и опасностях. Оно считалось полковой святыней, которую надлежало защищать до смерти. Русская армия была христолюбивой. В специальные праздничные и торжественные дни, а в период войны в каждый воскресный и праздничный день, в конце молебного пения о даровании победы Российскому воинству (и воинству союзников) возглашалось многолетие — «христолюбивому всероссийскому победоносному воинству многие лета». В сознании солдат слова «христолюбивый» и «победоносный» неизменно соседствовали. Христолюбие предполагало синтез тех качеств, которые обозначались словами «во Христа верующий» и «со Христом пребывающий» (а тому, кто искренне верует во Христа, «все возможно по вере его» — Мк., 9:23). Благодать Божия вдохновляла православного воина на подвиг не только духовный, но и телесный. Набожность русского солдата вытекала из непоколебимого убеждения в истинности проповедуемого Святой Церковью учения. Глубокой религиозностью снискивалась помощь Божия, без которой никакое дело, по народному убеждению, не могло иметь успеха. Солдаты говорили: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». Человек православный, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносил все лишения и испытания и со спокойной смелостью шел навстречу любой опасности. Всякий воин был убежден, что, идя умирать за своих ближних, исполняет закон Христа. Подвижничество русского солдата было основано на вере в высшую правду, за которую он бескорыстно отдавал свою жизнь, не требуя ни наград, ни похвал. В тяжелые времена религиозность воина заметно возрастала. С большим нетерпением ожидали на фронте совместных богослужений. Солдаты, офицеры, генералы вместе молились, причащались перед сражением. Общая молитва превращала воинский коллектив в монолитный организм; каждый являлся его частицею и поступал по воле Божией. За годы службы солдат выучивал на слух множество молитв. Кроме того, они печатались на страницах военных журналов. Описание молитвы на русско-японском фронте оставил о. Митрофан Серебрянский: «В котловане между гор расположилось тысяча восемьсот людей: масса лошадей, масса костров, разговоры, песни. Вдруг все смолкло. Труба заиграла зорю, и понеслась по нашему огромному лагерю молитва Господня: в одном конце «Отче наш», в другом раздается «да будет воля Твоя», в третьем — «победы над сопротивныя даруя»; в каждом эскадроне отдельно! Впечатление грандиозное!». На биваках часто устраивались спевки церковного хора. В перерывах между боями на войне всегда стоял вопрос, как занять свободное время, отвлечься от невеселых раздумий, и множество слушателей получали на этих спевках и утешение, и развлечение. Пели «Херувимскую», «Тебе поем», «Отче наш». Главными отличительными чертами русского солдата всегда признавались не только храбрость, но и способность безропотно переносить труды и лишения военной жизни. Православное просвещение считалось в русской армии лучшим залогом хорошей дисциплины. В катехизисе для воинов свт. Филарета, митр. Московского, утверждалось: «Будь доволен своим положением, то есть содержанием, какое тебе определено, должностью, какая на тебя возложена, чином, в какой ты поставлен от самого государя или чрез военачальника». Считалось, что в войне успеха добивается тот, кто не боится умирать. А умирать не боится тот, кто исповедует веру в Искупителя и усваивает христианское отношение к бренной жизни. В православной России вера отцов говорила о бессмертии души, о ее бесконечной жизни у Бога. Она предупреждала о Страшном Суде Господнем, о муках, которые ожидают грешников, но всей своей полнотой возвещала не смерть, но воскресение из мертвых. Символ веры, как известно, заканчивается словами: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Русский православный воин не боялся смерти, поскольку веровал в Промысл Божий. А. Н. Куропаткин, начальник штаба Скобелева в Русско-турецкой войне 1877–78, с 1898 военный министр, изложил свое видение военной доктрины в трехтомном труде «Задачи русской армии». В нем он уделил много внимания духовной силе русского войска: «Кто близко видел обнаженные головы тысяч людей перед движением на штурм, видел серьезные лица, губы, шепчущие молитвы, видел затем то спокойствие, которое овладевало массою после молитвы, отдавшей их на волю Божию, тот никогда не забудет этого зрелища и поймет, какую страшную силу мы имеем в религиозности наших войск». 25 декабря 1905 о. Митрофан Серебрянский перед началом сражения въехал в строй 4-го эскадрона, стал в ряды с солдатами: «Не робей, братцы! Я с вами, буду молиться за вас; кого ранит или кто заболеет — приобщу. Вот видите, Святые Дары на мне! Кто умрет героем в честном бою, отпою погребение: не зароем как-нибудь». — «Умирать один раз в жизни, — ответил солдат Архипов из запасных. — От могилы не уйдешь все равно, а умирать в бою — это действительно хорошо. Что ж? Дай, Господи». — «Да ты, верно, семейный? — спросил священник. — Разве тебе не жаль родных?». — «Что ж, батюшка, жалеть? Бог им даст силу, перетерпят; к тому же на каждого едока государь теперь дает 1 рубль 50 копеек в месяц: прожить можно, зато душе спасение». В основании православной веры лежало самоотречение. Усвоение христианских заповедей — возлюбить ближнего своего как самого себя и положить душу свою за други своя — было способно поднять воина на недосягаемую степень нравственной высоты. Подсознательная готовность к принесению жертвы была неотъемлемой частью подвига солдата. При этом подобное состояние души обычно проявлялось в скромной, незаметной форме, которая вполне соответствовала христианскому смирению русского народа. А. В. Буганов
ДОЛГ - в понятиях святой Руси твердая обязанность человека перед Богом, Царем, государством, обществом, семьей, родственниками, друзьями. Долг свой человек обязан исполнять не формально, а старательно и с любовью. Исполнить свой долг считалось делом чести и достоинства коренного русского человека. Нарушившего свой долг презирали. Твердое сознание долга, считали русские люди, есть основа характера. Мудрость долга в том, чтобы наилучшим образом исполнить то дело, на которое человек поставлен жизнью. «У нас у всех, — писал И. С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». «Свободные установления, — считал Ф. М. Достоевский, — тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина». О. Платонов

"Словарь йоги". Эрнест Вуд.

ДОЛГ (Duty) - См. Дхарма, Обязанность.

Финансовый энциклопедический словарь

ДЕБТ (ДОЛГ) - долг как результат предоставленного кредита.
ДОЛГ СОЛИДАРНЫЙ - ДОЛГ, долговое обязательство группы лиц, отвечающих за него как совместно, так и независимо друг от друга.
ДОЛГ ОБЩЕСТВЕННЫЙ - государственный ДОЛГ (внешний - иностранным банкам либо государствам и внутренний - национальным банкам либо в форме займов).
ДОЛГ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - долгосрочный государственный либо общественный ДОЛГ на базе государственного займа (долгосрочного).
ДОЛГ ПЛАВАЮЩИЙ - краткосрочный государственный либо общественный ДОЛГ на базе банковского кредита, краткосрочного госзайма.

Большой юридический словарь

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. В.г.д. складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и другие Текущий В.г.д. - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - по законодательству РФ долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Г.д. обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства могут быть выражены в следующих трех формах: а) кредиты, получаемые государством в лице Правительства РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) долговые обязательства в древний формах, гарантированные Правительством РФ.
ДОЛГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - 1) внтуренний и внешний долг центрального правительства; 2) сумма всех внутренних долговых обязательств, в тысяча число, числительное государственных.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Энциклопедический словарь медицинских терминов

кислородный долг - количество кислорода, необходимое для окисления накопившихся в организме при интенсивной мышечной работе недоокисленных продуктов обмена.

Cловарь философских терминов

ДОЛГ - ДОЛГ — одна из осн. категории этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей (Норма моральная), принимает форму Д., когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в к.-либо конкретной ситуации. Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования. В истории немарксистской этики источник Д. усматривали в воле или разуме бога (Неотомизм, Неопротестантизм), априорном моральном законе (Кант, Интуитивизм), во внеистори-ческой природе человека или в законах естественного мира (Натурализм). Основание Д. часто видели в особом авторитете — боге, “коллективных представлениях”, моральном законе индивида и тому подобные (Апробативная этика). Марксистская этика видит конечный источник Д. в законах истории, проявляющихся в виде потребностей и задач об-ва и классов. Авторитет об-ва (коллектива, отдельного лица) не является конечным основанием Д., а сам имеет объективные основания. Поэтому человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные или стихийно установленные требования, а понять их социальное происхождение и последствия для своих личных и совместных действий. Таково одно из непременных требований коммунистической морали, благодаря к-рому человек поднимается до сознательного (а значит, и лично мотивированного и обоснованного) служения интересам всего человечества и творчества истории.
Это интересно


Россия