Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

диалектика

Большой энциклопедический словарь

ДИАЛЕКТИКА - от греческий dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 век диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

диалектика - Obs искусство вести спор
» диалектика - диалектика самый процесс такого движения и развития Д. истории.
» диалектика - диалектика философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод познания природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое Материалистическая дательный падеж или дюйм

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДИАЛЕКТИКА - женский род греческий умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект малый или мужской род говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

диалектика - по злоупотреблению -- искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) смотрите также болтовня

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДИАЛЕКТИКА - диалектики, множественное число нет, женский род ( греческий dialektike).
. . . 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. - Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики. Ленин. Диалектика есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. 2. Уменье применять логические доводы в споре ( устаревший, устаревшая форма ).
. . . 3. Самый процесс такого движения и развития ( слово книжное ). Диалектика событий. Диалектика истории.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

диалектика - диале́ктика -- диале́ктика, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

диалектика - женский род
- - - 1) Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
- - - 2) Процесс такого движения и развития.

Cловарь философских терминов

ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕКТИКА ( греческий dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только тысяча обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство ме-тафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 век во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал немецкий классический идеализм, к-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей немецкий идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту,— иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в “На-укоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития” (Маркс Кулагин , Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в древний , в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые древний революционные демократы) видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен) . Научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. Материалистическая Д.— это глубокое, свободное от односторои-ностей учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, об-ва и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания (Теория познания). Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от. всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. является философской теорией бытия и человека и средством критически-революционного преобразования деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Д., ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Д. оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, к-рая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Значение Д. особенно наглядно выразилось в связи с формированием и развитием нового мышления (см. также Диалектическая логика) .
ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ - ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ” — не законченное произв. Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873—86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал, что материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться на основе диалектического материализма. В “Д. падеж или пуд ” содержится глубокое исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому. Энгельс развил диалектико-материа-листическое учение о формах движения материи: в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил .свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу “Д. падеж или пуд ”. Энгельс подверг подробному исследованию законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что глагол его содержание—теория развития— полностью согласуется с материалистической диалектикой. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вешен и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику. В “Д. падеж или пуд ” Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики. Отдельные частности в “Д. падеж или пуд ”, касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи с прогрессом` науки не могли не устареть, но диалектико-мате-риалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Мн. положения “Д. падеж или пуд ” предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757