Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

детский

Большой энциклопедический словарь

ДЕТСКИЙ ДОМ - в Российской Федерации государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются дошкольные и школьные (государственные), семейного типа и другие детские дома.
ДЕТСКИЙ САД - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России - с 60-х гг. 19 век
ДЕТСКИЙ ТЕАТР - профессиональный театр для детей и юношества. В России первые детские театры были созданы в 1920-21 (в тысяча число, числительное Центральный детский театр, Санкт-Петербургский театр юных зрителей). В 1990 в Российской Федерации работало 118 детских театров и театров юного зрителя (в тысяча число, числительное 83 театра кукол). Стационарные детские театры имеются и в других странах.
ДЕТСКИЙ ТРУД - труд детей, то есть лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в нач. 1990-х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было окончательный вид 80 млн. человек (в тысяча число, числительное окончательный вид 59% мальчиков и 41% девочек), в развитых странах 90 тыс. человек (соответственно 57% и 43%).
ДЕТСКИЙ ФОНД ООН - (United Nations Children`s Fund, ЮНИСЕФ). Создан в 1946 как Чрезвычайная организация помощи детям в разоренных войной странах Европы (совр. название - с 1953). Ведущее учреждение ООН по координации деятельности по программам для детей. С 1950 начал уделять главное внимание улучшению положения детей в развивающихся странах. Основные источники финансирования программ помощи - ежегодные добровольные взносы правительств, пожертвования общественных организаций и частных лиц. Секретариат - в Нью-Йорке. Имеет отделения: в Женеве, региональные - в ряде развивающихся страница Нобелевская премия мира (1965).
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ - группа детских заболеваний, обусловленная внутриутробным поражением головного мозга, черепно-мозговой травмой при родах, различными заболеваниями в раннем детстве, например энцефалитом. Нередко параличи сочетаются с задержкой умственного развития, эпилептическими припадками, гиперкинезами, трофическими расстройствами в пораженных конечностях.
МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР - открыт в 1965. Крупнейший в России музыкальный театр для детей. Организатор и художественный руководитель - Н. И. Сац. С 1987 академический. В репертуаре - оперы, балеты (большей частью написаны для этого театра), детские симфонические концерты, театрализованные представления.
РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД - благотворительная общественная организация, создана в 1991 на основе Советского детского фонда имя В. И. Ленина (учрежден в 1987). Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию особой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР - смотрите также Российский молодежный термин театральный

Словарь русского языка С. И. Ожегова

детский - не свойственный взрослому, незрелый Детские рассуждения.
» детский - детский посмотрите также дети и детство

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

детский - смотрите также наивный

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДЕТСКИЙ - Детская, детское.
. . . 1. Прил. к дитя и к дети. Детские игрушки, книжки, шалости, болезни. Детская литература. Детский дом (см. дом). Детский сад (см. сад).
. . . 2. в переносном значении Незрелый, не свойственный взрослому, вполне зрелому человеку ( разговорная форма ). Это - детское рассуждение. Детская болезнь левизны (заглавие статьи Ленина о левом уклоне).
. . . Детское место (анат.) - то же, что плацента.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

детский - де́тский -- де́тский
Детский мир - Де́тский ми́р -- Де́тский ми́р (магазин)
детский сад - начальная школа - де́тский са́д - нача́льная шк`ола -- де́тский са́д - нача́льная шк`ола
Московский детский музыкальный - Моско́вский д`етский музыка́льный теа́тр -- Моско́вский д`етский музыка́льный теа́тр
школа - детский сад - шко́ла - де́тский са́д -- шко́ла - де́тский са́д, шко́лы - де́тского са́да

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

детский - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : дети (1), связанный с ним.
- - - 2) а) Свойственный детям (1), характерный для него. б) в переносном значении Незрелый, наивный, ребяческий.
- - - 3) Состоящий из детей (1).
- - - 4) Предназначенный для детей (1).

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

гиперостоз кортикальный детский - (hyperostosis corticalis infantilis; син.: Каффи болезнь, Каффи - Силвермена синдром) - болезнь неясной этиологии, характеризующаяся кортикальными гиперостозами диафизов костей (чаще ключицы, локтевой кости) у детей в возрасте до 6 мес.; проявляется значительным неравномерным утолщением надкостницы, болезненным припуханием пораженной области; сопровождается лихорадкой.
детский интернат - смотрите также Школа-интернат.
детский приют - (истор.) - смотрите также Воспитательный дом.
детский сад - (син. детсад) - учреждение для общественного воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящееся в ведении органов народного просвещения или других ведомств, предприятий и организаций.
кала-азар средиземноморский детский - смотрите также Лейшманиоз висцеральный средиземноморско-среднеазиатский.
криз детский - (crisis infantum) - общее название преходящих психических изменений, закономерно возникающих у ребенка на 3-4-м году жизни (I фаза протеста с упрямством и склонностью к бурным аффективным проявлениям), в первые школьные годы (трудности адаптации) и в препубертатном возрасте (II фаза протеста).
паралич детский инфекционный - (нрк; paralysis infantilis infectiosa) - смотрите также Полиомиелит.
паралич детский спастический - (paralysis infantilis spastica) - форма детского церебрального паралича, характеризующаяся центральным параличом конечностей.
паралич детский спинальный - (paralysis infantilis spinalis) - смотрите также Полиомиелит.
паралич детский спинальный атрофический острый - (paralysis infantilis spinalis atrophica acuta) - смотрите также Полиомиелит.
паралич детский церебральный - (paralysis infantilis cerebralis) - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, в родах или в раннем детском возрасте, проявляющаяся двигательными расстройствами по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов и атаксии, а также нарушениями речи и психики.
паралич детский эпидемический - (paralysis infantilis epidemica) - смотрите также Полиомиелит.
хирург детский - врач-специалист, получивший подготовку по методам диагностики и хирургического лечения болезней (в тысяча число, числительное аномалий развития) и травм у детей.
ясли-детский сад - (син. ясли-сад) - единое детское учреждение для общественного воспитания и медицинского обслуживания детей ясельного и дошкольного возраста (до 7 лет).

Малый медицинский словарь

АУТИЗМ ДЕТСКИЙ - Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Частота. 0,05% детей школьного возраста страдают аутизмом, мальчики - в 5 раз чаще.
Этиология
• Воздействие неблагоприятных факторов во время беременности и родов (в тысяча число, числительное инфицирование вирусом краснухи)
• Синдром ломкой Х-хромосомы
• Синдром Катера
• Недостаточность аде-нилосукцинат лиазы
• Синдром Аспергера
• Синдром Рётта
• Фенилкетонурия
• Менингит и энцефалит.
Генетические аспекты. Различают следующие наследуемые
формы.
• Синдром Каннера (209850, ген EN2, р). Специфические симптомы
• Недостаточность или полное отсутствие контактов с окружающим миром
• Отгороженность от внешнего мира
• Слабость эмоциональных реакций по отношению к близким до полного безразличия
• Недостаточное осознание существования других людей
• Недостаточная способность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы (протодиакризис)
• Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, придающая детям сходство с глухими и слепыми
• Страх всего нового (неофобия)
• Расстройства речи в виде нарушения её коммуникативной функции, эхолалии, вычурного (нередко скандированного произношения), необычной протяжной интонации, употребления по отношению к самому себе местоимений во втором или третьем лице, отставленного дословного воспроизведения ранее услышанного (фонографизм), ребёнок не ищет общения для обретения психологического комфорта
• Стереотипные
вычурные движения (атетоидные движения пальцев рук, потряхивание и вращение кистями рук, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках)
• Отсутствие галлюцинаций, иллюзий и других симптомов шизофрении.
• Недостаточность аденилосукцинат лиазы (см. Недостаточность ферментов). У гомозигот развивается тяжёлая форма аутизма (сукцинилпуринемический аутизм).
• Синдром ломкой Х-хромосомы.
• Синдром Аспергера характеризуется аутистическим поведением при отсутствии задержек в развитии речи или познавательных способностей. Наблюдается у части детей, страдающих аутизмом, но имеющих высокий коэффициент интеллекта.
• Синдром Рётта (312750, Хр, К доминантный, летальный у мальчиков) - нейродегенеративное заболевание, возникающее по меньшей мере после 2-летнего периода нормального психомоторного развития. Клинически: гипераммониемия, прогрессирующий аутизм, замедление роста головы с формированием микроцефалии, утрата ранее приобретённых навыков, развитие стереотипных движений, атаксия, спастический парапарез, судороги, вазомоторные нарушения в конечностях.
Клиническая картина
• Неспособность к невербальным формам общения (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы и жестов)
• Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками, разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка)
• Задержка развития или полное отсутствие речи, не сопровождающиеся попыткой компенсировать этот недостаток путём альтернативных способов общения - жестами или мимикой
• Неспособность начинать или поддерживать разговор с другими людьми
• Стереотипное и повторяющееся использование речевых оборотов
• Отсутствие соответствующих уровню развития больного гибкости и спонтанности в выполнении своей роли в игре, основанной на воображении или социальной инициативе
• Неспособность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды
• Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, не соответствующими норме ни по интенсивности, ни по направленности
• Не поддающееся изменению строгое соблюдение специфических, нефункциональных рутинных действий или ритуалов
• Стереотипные, повторяющиеся движения (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом, ужимки)
• Устойчивая озабоченность деталями неодушевлённых предметов
• Нарушение способности концентрировать и поддерживать внимание
• Расстройства поведения.
Методы исследования
• Психологическое тестирование, включая оценку интеллектуального развития (в первую очередь, коэффициента интеллекта)
• ЭЭГ, МРТ/КТ. Дифференциальный диагноз
• Шизофрения детского возраста
• Умственная отсталость
• Нарушения речи и слуха
• Социальная запущенность
• Социальная изоляция.
Лечение
• Специальное обучение, направленное на развитие способностей общения и адекватного социального взаимодействия
• Галоперидол в начальной дозе 0,25-0,5 мг/сут, постепенно увеличивая до 3 мг/сут, - при стереотипиях и гиперактивности
• Противосудорожные средства - по показаниям
• Психостимуляторы - для коррекции сопутствующих дефицита
внимания, гиперактивности, импульсивности
• Сиднокарб (детям старше 6 лет) 2,5-5 мг/сут в 2 приёма
• Декстроамфета-мин (детям старше 3 лет) - начальная доза 2,5 мг/сут, с последующим увеличением на 2,5 мг/сут до достижения эффекта
• Кломипрамин 20-30 мг/сут - при депрессивных состояниях, аутоагрессивных тенденциях, обсессиях.
Течение и прогноз. Течение - хроническое. 60% детей, страдающих аутизмом, остаются социально неадаптированными и зависимыми от окружающих. Только 2% социально адаптируются и ведут независимый образ жизни. У 30% наблюдают большие судорожные припадки. Прогноз зависит от начального уровня интеллектуальных способностей - повышение интеллектуального развития возможно только на 20% исходного уровня. Коммуникативное развитие речи до 5-летнего возраста - благоприятный прогностический признак.
Синонимы
• Аутизм ранний детский
• Раннего детства аутизм См. также Синдром ломкой Х-хромосомы (nl),
• Аденилосукцинат лиаза
• в статье Недостаточность ферментов МКБ. F84.0 Детский аутизм

ПАРАЛИЧ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ - Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа двигательных нарушений, возникающих вследствие аномалий развития ЦНС, пери- и постнатального непрогрессирующего поражения головного мозга. ДЦП развивается до 5 лет жизни и характеризуется нарушением произвольной двигательной активности. Частота. 0,1-0,2% доношенных детей, 1% среди недоношенных детей и детей с низкой массой тела.
Анатомическая классификация
• Диплегия - паралич преимущественно верхних или нижних конечностей
• Гемиплегия - неврологические изменения с одной стороны тела (правой или левой)
• Квадриплегия - одинаковая выраженность паралича во всех конечностях
• Параплегия - изолированное поражение верхних (верхняя параплегия) или нижних (нижняя параплегия) конечностей. Этнология
• Внутриутробные причины
• Аномалии развития мозга
• Внутриутробные инфекции
• Внутриутробное гипоксическое поражение ЦНС
• Постнатальные причины
--Травма (в тысяча н. родовая)
• Асфиксия
--Гемолитическая болезнь новорождённых
--Инфекционные заболевания головного мозга, нейротоксикозы (менингококковый менингит, энцефалит, сепсис)
• Осложнения после прививок. Факторы риска
• Преждевременные роды
• Недоношенность
• Внутриутробная гипоксия
• Кровоизлияние в желудочки мозга в перинатальном периоде
• Родовая травма
• Менингит или энцефалит в постнатальном периоде.
Клиническая картина
• Спастические формы составляют 70% всех случаев ДЦП. Спастичность связана с поражением нейронов моторных зон коры головного мозга
--Задержка формирования двигательных навыков
--Поражённые конечности недоразвиты
• Повышение сухожильных рефлексов, гипертонус мышц, высокая судорожная активность
• Гемиплегическая поход-
ка и ходьба на цыпочках
• При тетраплегии - дизартрия (нарушение движений языка, нёба, рта).
• Атетоидные или дискинетические синдромы возникают в 20% случаев ДЦП в результате поражения базальных ганглиев 4 Медленные, червеобразные, непроизвольные движения верхних конечностей (атетоз), в проксимальных отделах верхних конечностей и туловище (дистония)
--Отрывистые, резкие движения конечностей (хореиформные движения)
• Выраженная дизартрия
• Усиление неврологического дефицита при эмоциональном напряжении.
• Атаксические формы возникают редко (10%) при вовлечении в патологический процесс мозжечка и его проводящих путей
• Слабость, дискоординация движений
• Интенционный тремор
• Неустойчивая походка с широко расставленными ногами
• Затруднения при осуществлении тонких движений.
• Смешанные формы: частое сочетание спастичности и атетоза или атаксии и атетоза.
• Сопутствующие симптомы: судорожный синдром, косоглазие и другие нарушения зрения, поражение слухового нерва, умственная отсталость.
Методы исследования
• Эхоэнцефалография
• ЭЭГ
• КГ, МРТ головного мозга.
Лечение:
Наблюдение
• Детей с факторами риска наблюдает невропатолог на первом году жизни не реже 1 р/мес, далее 1 р/3 мес. При отсутствии признаков ДЦП ребёнка снимают с учёта в 5 лет
• Дети с установленным диагнозом ДЦП состоят на учёте у педиатра и невропатолога. Исследование неврологического статуса, функций мозга, осмотр ортопеда в динамике
• Консультация оториноларинголога, окулиста 1 р/год (по показаниям чаще).
Тактика ведения
• Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия; физическую активность не ограничивают
• Ранняя ортопедическая коррекция (специальная обувь, корсаж), возможно хирургическое вмешательство (освобождение контрактуры, ризотомия для уменьшения спастики)
• Профессиональное обучение и адаптационное оборудование
• Медикаментозная терапия - симптоматическая. Лечение сочетанных нарушений (например, судорог) не отличается от лечения подобных нарушений при других заболеваниях
• Альтернативные методы лечения: иглорефлексотерапия, гомеопатические средства.
Лекарственная терапия
• Седативные, противосудорож-ные препараты при повышенной судорожной активности и спастических формах
• Сосудистые и ноотропные препараты, аминокислоты (церебролизин, аминалон, ноотропил, глутаминовая кислота)
• Симптоматическая терапия и лечение сопутствующей патологии.
Течение н прогноз. Прогрессирования заболевания не происходит. Прогноз для жизни ребёнка зависит от характера и степени органических изменений головного мозга. Перспективы на трудовую и учебную деятельность различны в зависимости от формы двигательных изменений и степени нарушения интеллекта ребёнка. Сокращение. ДЦП - детский церебральный паралич МКБ
• G80 Детский церебральный паралич
• G80.9 Детский церебральный паралич неуточнённый
Это интересно


Россия