Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

церковь

Большой энциклопедический словарь

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - (от авто... и греческий kephale - голова), в православии административно самостоятельная церковь.
АГЛИПАЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ("Филиппинская независимая церковь"), реформаторско-религиозное течение протестантского толка на Филиппинах. Основана в 1902 священником Г. Аглипаем (G. Aglipay). Привлекла многих сторонников. После 2-й мировой войны ее влияние уменьшилось.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - протестантская церковь, возникшая в 16 век ; в Великобритании - государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция вг. Эчмиадзин.
БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ - город (с 1925) на Украине, Киевская обл., на родительный падеж или река Рось. Железнодорожная станция. 204,4 тысяча женский род (1991). Резиновая (в тысяча число, числительное шинная) промышленность, машиностроение (сельскохозяйственное, электротехническое), предприятия стройматериалов, легкой промышленности и другие Сельскохозяйственный институт. Театр. Краеведческий музей. Дендропарк "Александрия". Климатический и бальнеологический курорт. Известен с 1155, с 1363 - в Литве и Польше, с 1793 - в Российской империи.
ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - то же, что униатская церковь.
ГРЕКО-КАФОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ( греческий katholikos - вселенский), официальное название православной церкви как особой ветви христианской церкви.
ГРЕКО-РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - то же, что Русская православная церковь.
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокефальных православных церквей. Самостоятельна с 484, когда вышла из подчинения антиохийского патриарха. В 1811-1917 экзархат в составе Русской православной церкви. Во главе - католикос-патриарх с резиденцией в Тбилиси.
ДУБРОВИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ - в бывшей усадьбе Голицыных Дубровицы (Подольский район Московской обл.). Построена при впадении родительный падеж или река Десна в родительный падеж или река Пахра в 1690-1704 из белого камня. Центрическая 4-лепестковая в плане церковь завершена 3-ярусным столпом с золоченой металлической короной, фасады обильно украшены белокаменной круглой скульптурой и резьбой.
ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ - организация обновленцев Русской православной церкви (1922 - после 1945).
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ - образовалась в период Гражданской войны. Состоит из приходов и епархий. По распоряжению патриарха Тихона (1920) управляется Архиерейским синодом и возглавляется первоиерархом, выбираемым Архиерейским собором. Отделилась от Русской православной церкви (США) после декларации митрополита Сергия (1927), призвавшего к сотрудничеству с советской властью. Не признает иерархического руководства РПЦ в лице Московской патриархии. Возвращение в состав РПЦ считает возможным после покаяния иерархов РПЦ в сотрудничестве с атеистической властью. Духовно-административный центр находится в Нью-Йорке (США). С 1990 имеет Суздальский приход в России (решение не признано РПЦ).
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 век Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 век - во Владимире, с 1328 - в Москве. С 1448 автокефальная. Патриаршество учреждено в 1589, упразднено в 1721, восстановлено в 1917. Реформа Никона в 1653-56 стала поводом для раскола, появления старообрядчества и сектантства. По Духовному регламенту 1721 подчинена государству, управлялась Синодом. После Октябрьской революции в январе 1918 отделена от государства и испытывала противоправные вмешательства со стороны государства, духовенство подвергалось репрессиям. Управляется патриархом с участием Священного синода. Верховная власть принадлежит Поместному собору. Духовно-административный центр находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Административно разделяется (нач. 1991) на 93 епархии (в тысяча число, числительное 10 за рубежом), 1 экзархат, 17 викариатств (в тысяча число, числительное зарубежных). Имеет 2 духовные академии, 7 семинарий, 13 духовных училищ, 80 монастырей. Издает "Журнал Московской патриархии", "Московский церковный вестник", "Богословские труды". Член Всемирного совета церквей с 1961.
СПАСА НА ИЛЬИНЕ ЦЕРКОВЬ - (Спаса Преображения на Ильине улице) в Новгороде (1374), памятник русской архитектуры. Прямоугольный в плане, 4-столпный одноглавый храм с 8-скатным покрытием, отличающийся эффектным сочетанием величавой строгости форм и затейливостью нарядного декора; в интерьере экспрессивные фрески Феофана Грека (1378).
УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - (греко-католическая), христианское объединение, создано Брестской унией в 1596. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов.
ФЕДОРА СТРАТИЛАТА ЦЕРКОВЬ - на Ручье в Новгороде, памятник древнерусского зодчества (1360-61). 4-столпный одноглавый храм с апсидой; фрески 2-й пол. 14 век
ЦЕРКОВЬ - от греческий kyriake (oikia), букв. - божий дом,..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в "таинства" (прежде всего евхаристии). Универсальный ("вселенский"), "кафолический" ("соборный") характер церкви как мистического "тела Христова" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другие общностью (племенем, нацией, государством)...2) Христианский храм...3) В расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

церковь - объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община Православная ц. Католическая ц.
» церковь - церковь православный храм Каменная ц. Ц. с колокольней. Ходить в ц.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЦЕРКОВЬ - малый или мужской род церква, южн западный новгородское место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! "Вишь, грязно!" Ну, в кабак! "Уж разве какнибудь под забором пробраться". Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка. Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от Бога, говорится о попе; здесь винительный падеж падеж вместо родит. близко церкви. Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
» ЦЕРКОВЬ - Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая, православная; западная, католическая, римская. Церковь языческая, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения из обращенных язычников образованная. Церковь царская, старый, старая форма имени ружная крестовая, в архиерейском доме походная, шатер, намет. Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь, ризница ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; праздник звон, благовест. Церковный, в виде имя существительное или церковник, церковница, причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.
» ЦЕРКОВЬ - Ниж.сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а посещающий церковь или прихожанин.
» ЦЕРКОВЬ - Церковник (в цвету), рогульник (в семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь пучками, тверское Церковников, церковницын, что лично их; церковничий, церковнический, к ним относящийся Церковность женский род церковный быт, порядок и обряды служенья;
» ЦЕРКОВЬ - принадлежность кого к церкви. Церквище средний род языческий храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище средний род тверское место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня. Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь; церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его; церковнослужительский, к ним относящийся.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

церковь - смотрите также храм

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЦЕРКОВЬ - (церква обл.), церкви, множественное число церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), женский род
. . . 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб.
. . . 2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. живой). || Руководство такой организации. Решение церкви.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Белая Церковь - Бе́лая Це́рковь -- Бе́лая Це́рковь (город)
Римско-католическая церковь - Ри́мско-католи́ческая це́рковь -- Ри́мско-католи́ческая це́рковь
Русская православная церковь - Ру́сская правосл`авная це́рковь -- Ру́сская правосл`авная це́рковь (РПЦ)
церковь - це́рковь -- це́рковь, -кви, тв. -ковью, множественное число -кви, -кве́й, -кв`ам и -квя́м (религиозная организация; храм) и Це́рковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл. ; вместо Русская православная церковь) ; Бе́лая Це́рковь (город)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

церковь - женский род
- - - 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
- - - 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

Библия. Энциклопедический словарь

ЦЕРКОВЬ - есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земною ап. Павел говорит: «вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу» (Евр 12:22-24). Сие соединение Церкви небесной с земною указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины (Ин 1:14) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть. Церковь (Ин 1:17). во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который «да пребудет с вами во век» (Ин 14:16) Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (Деян 20:28). Имея главою и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18); или — «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Иисус Христос (Мф 28:20). В исповедании веры мы признаем Церковь «единою». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( послание апостола Павла к Ефесеям 4:4-6). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме И. Христа (1 Кор 3:10-11). Хотя и существуют в Церкви Православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская; но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу — Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедованием веры, общением в молитвах и таинствах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земною, воинствующею на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании Святых, в благотворных явлениях Святых с неба, их чудотворениях и разного рода посредствах. Верные, принадлежащие к Церкви подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых; а сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Бога молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и другие образы. Пример призывания в молитвах Святых Церкви небесной мы видим, например, у пророка Давида, который взывал: «Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших». В Церкви христианской мы видим еще в первые ее времена обычай вспоминать в молитвах Святых и просить их покровительства и заступления в наших нуждах. Так, Кирилл Иерусалимский, в изъяснении Божественной литургии, говорит: «поминаем и прежде почивших, во-первых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше» (Поуч. Тайновод. 5, глагол 9). Василий Великий, в слове на день Святых четыредесяти мучеников, говорит: «скорбящий к четыредесятим прибегает, веселящийся притекает к тем же: один, да обрящет разрешение скорбей, другой, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадах молящейся зрится: отшедшего мужа возвращения недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши. Святым дано множество фимиам, чтобы они с молитвою возложили его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога» (От 8:3-4). Не только своими молитвами, но в разного рода чудотворениях и явлениях с неба Святые благотворно действуют на живущих на земле и сим свидетельствуют о тесной связи умерших с живыми. Так, из истории ветхозаветной Церкви мы видим, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4 Цар 13:21). Ев. Матфей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа «гробы отверзлись, и многие тела усопших Святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресений Его, вошли во святый град, и явились многим» (27:52-53). Чудо это, без сомнения, имело целью возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад, победоносном воскресении Его, и сею проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную. Ап. Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрузцы, в отсутствии его (Деян 19:12), и сим показывается, что даже предметы вещественные, получившие освящение от умерших Святых, чудотворно и благодетельно действуют на людей живущих. В понятии о Церкви Христовой необходимым признаком ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал между прочим: «освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17:17-19). И действительно, «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( послание апостола Павла к Ефесеям 5:25-27). В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и с сей стороны сохраняется святою. Ап. Павел дает наставление Коринфянам, чтобы они сами «извергли развращенного из своей среды» (1 Кор 5:13). В послании к Тимофею Апостол говорит: «твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Когда мы называем Церковь Соборною, или, что то же, Кафолическою, или Вселенскою, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и на родовой Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного: но все и во всем — Христос» (Кол 3:11). Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что «врата ада не одолеют ее», что Господь «пребудет с нею до скончания века»; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. В послании Восточных патриархов о Православной вере сказано: «несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Снятый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Чл. 12). Если Кафолическая Церковь, долженствующая обнять собою все народы во все времена, непогрешима, и ей собственно принадлежат высокие обетования главы Церкви, который есть и Спаситель тела ( послание апостола Павла к Ефесеям 5:23), то для участия в Его спасении необходимо быть членом Его тела, необходимо принадлежать к Кафолической Церкви. Апостол Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (2 Пет 2:5). Как все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом, так и все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви. Церковь Христова называется также Апостольскою. Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров святой Духа, чрез священное рукоположение. «Вы (христиане) не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( послание апостола Павла к Ефесеям 2:19-20). Принадлежность к Церкви Апостольской налагает на нас обязанность твердо держаться учения и предания апостолов, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает Солунян твердо стоять и держать предания, которым они научены словом, или посланием его (2 Сол 2:15). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит 3:10), заповедует тот же апостол своему ученику. Ибо «есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит 1:10, 11). Власть апостольского служения в Церкви дана в ней особому учреждению — церковной иерархии, самим Иисусом Христом еще во время Его земной жизни Своим ученикам и апостолам, и, особенно, после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он (И. Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( послание апостола Павла к Ефесеям 4:11, 12). Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви, суть православные патриархи, Святейший Синод, митрополиты, архиепископы, епископы. Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия не на отдельные только части, но на всю Вселенскую Церковь. Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов, на которых раскрыто и утверждено как учение веры, так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью. Из всего сказанного о Церкви нужно видеть, что истинною Христовою Церковью должно признать только Грековосточную Православную Церковь и единомысленные с нею, какова, по благодати Божией, Всероссийская Церковь. Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос, учение ее есть учение апостолов, дух ее есть дух Церкви первенствующей. Только в ней неуклонно и без малейшего изменения соблюдаются те уставы и узаконения, которые утверждены семью Вселенскими Соборами. Все другие Церкви, именующие себя христианскими, более или менее удалены от истинной Церкви Христовой. Так: а) римская или Западная Церковь, отделившаяся окончательно от истинной Православной Церкви в девятом столетии, учит и верует: 1) что Дух Святый происходит не только от Бога Отца, но вместе и от Бога Сына; 2) в таинстве Причащения, вопреки всей древней Церкви, употребляются опресноки, и что причащение под обоими видами — тела и крови Господа — принадлежит только духовным лицам, миряне же должны причащаться только тела Господня; 3) что чрез так называемые индульгенции, или разрешительные грамоты, можно покупать прощение во грехах не только содеянных, но и будущих; 4) что души умерших поступают в некое, внутри земли находящееся, огненное чистилище; 5) что Священное Писание написано исключительно для учителей Церкви, и читать оное простому народу не позволительно; 6) что Папа есть наместник Христа на земле, вселенский первосвященник, верховный законоучитель, глава Церкви, от которого все иерархи заимствуют право и священие; 7) что его власть выше Вселенских Соборов; 8) что он может низлагать светских владетелей и епископов, разрешать подданных от клятвы венценосцам, судить всех, а сам не подлежит никакому суду; 9) что он есть лицо непогрешающее. б) Лютеранская или протестантская Церковь, отделившаяся от Западной в шестнадцатом столетии, признает только два таинства: Крещение и Причащение. Высшее управление Церкви поручено консисториям, зависящим от гражданского правительства. Единственным источником вероучения признает Священное Писание, отрицая священное предание; учит, что оправдание приобретается только верою, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах Святых и поминовения по усопших. В одно время с Церковью Лютеранскою возникла Реформатская Церковь, основанная в Швейцарии Цвинглием и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве Причащения совершается не таинство тела и крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы тела и крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение, и проч.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ - город в Малороссии на родительный падеж или река Рось. Археологические данные указывают, что уже в X — XI вв. на Замковой горе в черте Белой Церкви был город. Первое упоминание о Белой Церкви в Ипатьевской летописи относится к 1155; предполагают, что Белая Церковь основана в 1032 Ярославом Мудрым. С 1363 была подвластна Литве, с захватом Украины Польшей (1569) стала владением кнн. Острожских и другие магнатов. Была центром военного формирования Б. Хмельницкого. Здесь был подписан Белоцерковский договор 1651 Б. Хмельницкого с поляками. В 1702–04 — центр казацко-крестьянского восстания против польской шляхты. Окончательно возвращена в состав России в 1793.
ВОЗНЕСЕНИЯ церковь - в царском селе Коломенском, построена в 1532. Первый и самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры. Он резко порывает с привычным образцом пятиглавого крестово-купольного храма. Композиция церкви Вознесения складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Современник справедливо отметил, что храм поставлен «на деревянное дело», то есть подобен деревянной шатровой церкви. На уровне подклета храм окружают открытые галереи-гульбища на аркадах с живописно раскинутыми лестничными всходами. Все элементы наружной обработки здания подчеркивают его вертикальную устремленность: «стрелы» на плоскостях стен, три яруса килевидных кокошников при переходе к восьмерику; даже в основании шатра зодчий не поместил горизонтали карниза, заменив его поясом легких кокошников. По граням шатра пущен гигантский орнамент из граненых камней в виде сетки, петли которой как бы растягиваются, сдерживая стремительное движение вверх. Таким же единством и движением проникнут интерьер храма со стройными пилястрами и теряющимся в высоте пространством шатра, выражающим идею вознесения, духовного торжества Православия. Три парадные лестницы создают почти органическую связь с природой, служа соединительными звеньями между вертикалью церкви и землей. При огромной высоте церкви ее площадь, предназначенная для молящихся, очень невелика. Здесь решение чисто духовной задачи. Здание создано прежде всего для обозрения снаружи как торжественный, почти скульптурный памятник-монумент Торжества Православия. Зодчий коломенского храма отбросил традиционные приемы каменной храмовой архитектуры и, смело обратившись к образцам деревянного русского зодчества, разработал для их воплощения безукоризненно логичную кирпичную конструкцию. Современник отметил, что церковь в Коломенском «вельми чюдна высотою, красотою и светлостью, яка не бывала прежде сего на Руси».
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ - в Киеве, первая русская каменная церковь, возведенная на Руси Владимиром Святым в 989. Археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой крестово-купольный храм, разделенный тремя парами столбов на три нефа, каждый из которых заканчивался полукруглой апсидой. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено двухэтажной обстройкой. Венчали храм пять куполов. Наличие двухэтажных помещений было вызвано тем, что храм был митрополичьим, тысяча  е. в нем должны были размещаться покои митрополита, кухня, библиотека, скрипторий и, может быть, школа для «нарочитой чади» — боярских детей, которых Владимир велел отдать в «ученье книжное». Интерьер храма имел богатое убранство: стены были покрыты мозаикой и фреской, полы — мрамором, украшенным мозаикой. На площади, где стояла Десятинная церковь, располагались и каменные двухэтажные дворцовые здания, родственные ей по убранству и стилю. Перед церковью стояла вывезенная князь Владимиром из Корсуня квадрига коней, как бы подчеркивая силу и могущество духовно породнившейся с Византией Руси. Храм был разрушен татарами в 1241 при нашествии Батыя. В XIX в. на этом же месте при Николае I была воссоздана точная копия Десятинной церкви, взорванная еврейскими большевиками в 1930–е. О. П.
СПАСА-НЕРЕДИЦЫ церковь - под Новгородом, построена в 1198, разрушена немецкими оккупантами и ныне восстановлена. Небольшой храм поражает мощью и монументальностью. Его внутреннее пространство, погруженное в полумрак, кажется сдавленным толстыми стенами, тяжелыми и массивными столбами, нависающим над головой бревенчатым накатом хоров. В интерьере церкви прежде сохранялась древняя живопись.
ЦЕРКОВЬ - ( греческий : Божий дом), 1) храм; 2) мистическое Тело Христово; 3) церковный народ.
Это интересно


Россия