Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

царство

Большой энциклопедический словарь

АБХАЗСКОЕ ЦАРСТВО - государство в 8-10 вв. в Закавказье со столицей Кутатиси (Кутаиси). В 975 вошло в объединенную Грузию
АВСТРАЛИЙСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - занимает Австралию и прилежащие острова. Флора австралийского флористического царства, ядро которой составляет древняя голантарктическая флора, включает окончательный вид 1500 родов растений (30% родов и 80% видов - эндемики). В растительном покрове доминируют акации и эвкалипты, большую роль играют многочисленные представители семейства миртовых (ок. 1300 видов), бобовых (ок. 1500), осоковых (530), а также орхидных, рутовых, стеркулиевых и другие
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство (2-11 вв.) преимущественно на территории современной Эфиопии, название по главному городу Аксум.
АНИЙСКОЕ ЦАРСТВО - государство в 960-х гг. - 1045, объединявшее большую часть Армении (столица - Ани). Правила династия Багратидов. Подъем науки, литературы, искусства. Завоевано Византией.
ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО - армянское государство в обл. Васпуракан (908-1021). Занимало территорию в районе оз. Ван. Завоевано Византией.
ВТОРОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО - на Балканском п-ове государство в 1187-1396. Образовалось в результате освободительного восстания 1185-87 против господства Византии. Столица - Тырново. В сер. 14 век выделилось княжество Добротица (Добруджа; в нач. 15 век захвачено турками), оставшаяся часть распалась окончательный вид 1363 на Тырновское и Видинское царства (завоеваны турками соответственно в 1393 и 1396).
ГОЛАНТАРКТИЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - (от греческий holos - весь, anti - против и arktikos - северный), занимает холодные, умеренные и частично субтропические районы южного полушария (Антарктида и прилежащие острова, Огненная Земля, Зап. Патагония). Современная флора очень бедна (менее 2000 видов), отличается значительным эндемизмом (10 эндемических семейств). Характерны лишайники и мхи (особенно в Антарктиде), антарктические буки, араукарии, некоторые папоротники (на Южно-Американском континенте), миртовые кустарники, вересковые (главным образом на островах).
ГОЛАРКТИЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - (Голарктика) (от греческий holos - весь и arktikos - северный), занимает внетропическую часть северного полушария. Характерны сложноцветные, злаки, осоки и другие ; из древесных растений - березовые, ивовые, ореховые, хвойные и другие На Крайнем Севере главным образом мхи и лишайники (ягель), кустарники.
ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО - (ок. 250 - между 140-130 до новое, ново- э.), рабовладельческое государство на территории Ср. Азии, выделившееся из государства Селевкидов. Включало Бактрию, Согд, Маргиану и другие В период наибольшего подъема (190-180 до новое, ново- э.) в его состав входила часть Афганистана и Северо-Зап. Индия. Распалось в результате внутренних усобиц, народных восстаний и наступления кочевников.
ДАМАССКОЕ ЦАРСТВО - государство в Сирии в 11-8 вв. до новое, ново- э. Основано, видимо, арамеями. С кон. 10 век претендовало на гегемонию в Сирии. В 732 завоевано Ассирией.
ЗАПАДНО-БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО - государство на Балканском п-ове в 969-1018. Столицы - Преслав, Преспа, Охрид. В 997-1014 правитель - Самуил. В 1018 завоевано Византией.
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - государство окончательный вид 928-722 до новое, ново- э. в Сев. Палестине. Образовалось после распада Израильско-Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско-иудейских племен. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 - Самария. Завоевано ассирийским царем Саргоном II.
ИМЕРЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО - государство со столицей Кутаиси на территории современной Грузии. Образовалось в кон. 15 век , с 1555 платило дань Турции. С 1804 под российским покровительством. В 1811 вошло в состав России.
ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО - государство окончательный вид 928-586 до новое, ново- э. в Юж. Палестине. Образовалось после распада Израильско-Иудейского царства. Столица - Иерусалим. Завоевано вавилонским царем Навуходоносором II.
КАПСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - занимает южную оконечность Африки. Ок. 7 тыс. видов растений (более половины эндемики). Характерны сложноцветные, вересковые, бобовые, ирисовые и другие Родина многих декоративных растений (амариллис, кливия, гладиолусы и другие ).
КАРССКОЕ ЦАРСТВО - армянское государство (963-1064) с центром вг. Карс. В связи с вторжением в Закавказье турок-сельджуков (1064-65) перешло под власть Византии.
КАРТЛИЙСКОЕ ЦАРСТВО - 1) государство в Вост. Грузии с 4 век до новое, ново- э. 2) Государство в Вост. Грузии со столицей в Тбилиси во 2-й пол. 15 век - 1762. В 16-18 вв. боролось против ирано-турецкой агрессии. Объединилось с Кахети в Картлийско-Кахетинское царство; с 1801 в составе Российской империи.
КАСИМОВСКОЕ ЦАРСТВО - удельное княжество на Оке во 2-й пол. 15-17 вв.; выделялось московскими князьями татарским "царям" и "царевичам", переходившим на русскую службу. Первым владетелем этих земель был Касим-хан.
КОЛХИДСКОЕ ЦАРСТВО - государство колхов в 6-2 вв. до новое, ново- э. на юго-западе Закавказья. В 4 век до новое, ново- э. пыталось объединить все грузинские племена. Во 2 век до новое, ново- э. покорено Понтийским государством, затем Римом.
КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. новое, ново- э. ) включало значительную часть территории современных Ср. Азии, Афганистана, Пакистана, Сев. Индии и, возможно, Синьцзяна. Многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.
МЕРОИТСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство на территории современного Судана в 9-8 вв. до новое, ново- э. - 8-9 вв. новое, ново- э. со столицейг. Мероэ. На территории Мероитского царства образовались государства Алоа, Мукурра, Нобатия.
НАБАТЕЙСКОЕ ЦАРСТВО - (Набатея), государство набатеев (группы арабских племен) в кон. 3 век до новое, ново- э. - 106 новое, ново- э. на территории современной Иордании. Столица -г. Петра. Завоевано Римом.
НЕОТРОПИЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - занимает большую часть Южной Америки и всю Центр. Америку и прилегающие к ним тропические острова. Преобладают мезофильные лесные растения; многочисленны каучуконосы (гевея и другие ), какао, пальмы, бромелиевые и другие Много водных растений ( например , виктория). В Андах - хинное дерево, чилийский бук, араукарии.
ПАЛЕОТРОПИЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - занимает обширные пространства тропиков Восточного полушария, исключая Австралию. Во флоре господствуют пальмы, бегониевые, мимозовые и другие Ок. 40 эндемичных семейств, в тысяча число, числительное непентесовые, банановые, пандановые. Характерно огромное видовое разнообразие ( например , во флоре Индии окончательный вид 21 000 видов). 5 подцарств: Африканское, Мадагаскарское, Индо-Малезийское, Полинезийское и Новокаледонское.
ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО - государство в 250 до новое, ново- э. - 224 новое, ново- э. к юго-востоку от Каспийского малый или мужской род Название от парфян - иранского племени. Территория в период расцвета (сер. 1 век до новое, ново- э.) - от Двуречья до родительный падеж или река Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 его территория входила в государство Сасанидов.
ПЕРВОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО - славяно-болгарское государство в 681-1018 на севере Балканского п-ова. Образовалось после подчинения протоболгарами Союза семи славянских племен и освобождения этой территории от власти Византии. Столица - Плиска, с 893 - Пре славянский Высшего могущества достигло при царе Симеоне. В 969 распалось на восточную и западную (Западно-Болгарское царство) части, завоеванные в 1018 Византией.
ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО - (Понт), эллинистическое государство в М. Азии в 302 (или 301) - 64 до новое, ново- э. (на южном берегу Черного малый или мужской род ). Наивысшего расцвета достигло в кон. 2 век при Митридате VI, завоевавшем Боспорское государство и другие территории. Три Митридатовых войны (89-84; 83-81; 74-64) с Римом привели к подчинению Понтийского царства Риму и включению территории Понтийского царства в 64 в состав Римского государства.
СЮНИКСКОЕ ЦАРСТВО - государство в юго-восточной части Армении во 2-й пол. 10-12 вв. В 1170 завоевано сельджуками.
ТАШИР-ДЗОРАГЕТСКОЕ ЦАРСТВО - феодальное государство в Сев. Армении в 978 - нач. 13 век
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - государство в М. Азии в 18 - нач. 12 вв. до новое, ново- э. Основано хеттами в Вост. Анатолии, в период расцвета (14-13 вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.
ХИМЬЯРИТСКОЕ ЦАРСТВО - государство в Юж. Аравии. Возникло в 1 век до новое, ново- э. С 1 век новое, ново- э. вступило в борьбу с Сабой за господство над Юж. Аравией. В нач. 4 век подчинило всю Юж. Аравию. В нач. 6 век завоевано эфиопами, в 70-х гг. 6 век - Сасанидами.
ЦАРСТВО - в биологии - высшая таксономическая категория (ранг). Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в тысяча число, числительное цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство - высшая категория филористического и фаунистического районирования.
ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ - смотрите также Королевство Польское.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

царство - одна из четырех высших сфер органического мира (спец.) Ц. животных. Ц. растений. Ц. грибов. Ц. дробянок.
» царство - царство та или иная область действительности, средоточие каких-нибудь явлений, предметов Ц. природы. Ц. льда.
» царство - царство правление какого-нибудь царя, царствование Избрать на ц. кого-нибудь Венчаться на ц.
» царство - царство устаревший, устаревшая форма и спец. государство во главе с царем
царствовать - быть царем (в значении №1)
» царствовать - царствовать Poet тоже, что и царить (в значении №3) Царствует тишина.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

царство - смотрите также власть, государство, круг, область || сонное царство
царствовать - смотрите также господствовать

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЦАРСТВО - царства, средний род
. . . 1. Государство, управляемое царем. Московское царство. Мимо острова Буяна в царство славного Салтана. Пушкин. 2. Только единственное число Правление какого-нибудь царя, царствование. В царство Екатерины II. Послал Юпитер к ним на царство журавля. Крылов.
. . . 3. в переносном значении Место, область, сфера, где господствуют те или иные явления, начала. Я (мороз) царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро. Некрасов. "Луч света в темном царстве" (заглавие статьи Н. А. Добролюбова)....Переход из царства бесчувственного мира в царство ощущения, из царства неорганического мира в царство органической жизни - есть скачок в новое состояние... История ВКП(б). Только в царстве социализма может быть установлен полный мир. Сталин. Три царства природы. Растительное царство. Животное царство. Сонное царство (о многих спящих людях - из названия сказки; разговорная форма шутл.).
Царство - небесное - смотрите также небесный в 3 значение , средний род царствие.
ЦАРСТВОВАНИЕ - царствования, средний род Действие по глагол царствовать в 1 значение || Время, в течение к-рого царствует кто-нибудь В царствование Ивана Грозного.
ЦАРСТВОВАТЬ - царствую, царствуешь, совершенная форма
. . . 1. Быть царем, управлять страной в качестве монарха, царя. Шестой уж год я царствую спокойно. Пушкин. || в переносном значении Распоряжаться, управлять (шутл., ирон.). Пошел Ермило царствовать над всей княжою вотчиной. Некрасов.
. . . 2. в переносном значении То же, что царить во 2 значение ( слово книжное ). Глубокое молчание царствовало кругом. Пушкин. Строгая немецкая экономия царствовала за его столом. Пушкин. И царствует в душе какой-то холод тайный. Лермонтов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Боспорское царство - Боспо́рское ца́рство -- Боспо́рское ца́рство (ист.)
Западно-Болгарское царство - За́падно-Болга́рское ца́рство -- За́падно-Болга́рское ца́рство
Новое царство - Но́вое ца́рство -- Но́вое ца́рство (в истории Египта)
Парфянское царство - Парфя́нское ца́рство -- Парфя́нское ца́рство
Понтийское царство - Понти́йское ца́рство -- Понти́йское ца́рство (ист.)
Среднее царство - Сре́днее ца́рство -- Сре́днее ца́рство (в истории Египта)
царство - ца́рство -- ца́рство, -а
Царство (Царствие) Небесное - Ца́рство (Ца́рствие) Небе́сное -- Ца́рство (Ца́рствие) Небе́сное (богосл.) и ца́рство (ца́рствие) небе́сное (кому; об умершем)
Царство - Ца́рство -- Ца́рство (Ца́рствие) Б`ожие
царство-государство - ца́рство-госуда́рство -- ца́рство-госуда́рство, ца́рства-госуда́рства
царствование - ца́рствование -- ца́рствование, -я
царствовать - ца́рствовать -- ца́рствовать, -твую, -твует

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

царство - средний род
- - - 1) а) Государство, управляемое царем (1), царицей (1). б) Земли такого государства. в) Население такого государства. г) в переносном значении Место, где владычествует, распоряжается кто-либо
- - - 2) Правление царя (1), царицы (1); царствование.
- - - 3) а) в переносном значении Место, область, сфера, где господствуют какие-либо явления, начала. б) Преобладающее большинство, господство кого-либо или чего-либо
царствование - средний род
- - - 1) Процесс действия по значение глагол : царствовать.
- - - 2) Время, в течение которого царствует кто-либо
царствовать - совершенная форма непереходные
- - - 1) а) Быть царем (1), царицей (1); управлять страной в качестве монарха. б) в переносном значении разговорная форма Распоряжаться, властвовать. в) в переносном значении разговорная форма Жить вольготно, независимо.
- - - 2) а) в переносном значении Быть широко распространенным; господствовать, царить. б) Превосходить всех в каком-либо отношении, господствовать над кем-либо, чем-либо, где-либо

Библия. Энциклопедический словарь

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие смотрите также малый или мужской род пр. Ахиею (3 Цар 11:31-40). Соломон хотел было умертвить Иеровоама, но тот убежал в Египет и оставался там до смерти Соломона, а затем возвратился (12:2,3) из Египта в Сихем. В качестве народного представителя, явившись с собранием Израильтян к новому царю, он требовал от него облегчения податей, наложенных на народ Соломоном; когда же Ровоам отказался исполнить это требование, то вследствие сего десять колен возмутились против него и поставили царем Иеровоама. Только два колена: Иудино и Вениаминово, остались верными Ровоаму. Таким образом, образовались два царства: Израильское и иудейское. Опасаясь, чтобы дом Давидов снова не воцарился над всем Израилем, Иеровоам ввел идолопоклонство и языческие обряды в царстве Израильском. Это произошло в 980 г. до Р. Х. Первоначальною резиденциею царства Израильского был город Сихем, а затем Иеровоам перенес ее в Самарию. Он имел 18 преемников и Израильское царство существовало 254 года. Оно пало со взятием Самарии Салманассаром в 721 г. до Р. Х. Имена царей Израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке, следуя хронологии прот. Богословского: Иеровоам 1-й в 980 году. Надав — 960 г. Вааса — 959 г. Ила — 936 г. Замврий — 935 г. Амврий — 935 г. Ахав — 924 г. Охозия — 905 г. Иоарам — 904 г. Ииуй — 892 г. Иоахаз — 854 г. Иоас — 850 г. Иеровоам 11-й 835 г. Захария — 772 г. Селлум — 771 г. Манихем — 771 г. Факия — 760 г. Факей — 758 г. книга пророка Осии — 731 г. Взятие Самарии в 699 г. Между царствованием Иеровоама ii и Захарии было междуцарствие, продолжавшееся, как полагают, 12-ть лет, и второе междуцарствие, продолжавшееся 8 или 9 лет, произошло между царствованием Факея и Осии. История Израильского царства и царей оного почти всецело содержится в книгах Царств и Паралипоменон, но о многих событиях в царстве Израильском упоминается и в книгах пророческих. Впрочем, к сожалению, должно заметить при этом, что, начиная с первого царя даже до последнего, ни один из них не отличался высокими нравственными качествами или особенною религиозностью. Большинство же их были прямо безнравственны и предавались идолопоклонству. книга пророка Осии признал над собою власть Ассирии, но через короткое время изменил ей и за это был наказан потерею Самарии и лишением свободы. Остатки населения Израильского царства, после многих лет религиозного отступничества, нравственной распущенности, анархии, были выселены Салманассаром в Ассирию, и царство Израильское навсегда потеряло свою самостоятельность и народность.
ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО - — По отпадении 10 колен Израильских от Равоама, это царство состояло из двух колен: Иудина и Вениаминова. При царях Асе, Иосафате и Езекии могущество и благосостояние иудейского царства достигло такого благосостояния, в каком оно находилось только в наилучшие дни Давида и Соломона; но, к несчастию, цари его в большинстве, равно как и народ, очень часто забывали истинного Бога, погружались в идолопоклонство, нечестие и языческие пороки. Потому-то в наказание от Бога весь народ иудейский при Навуходоносоре был переселен в Вавилон (4 Цар 25:21) и царство иудейское было разрушено. Вот имена царей царства иудейского в преемственном их порядке: По Усерию: По Богословскому: Ровоам 975 г. до Р. Х. 980 г; Авия 958 г. 963 г; Аса 955 г. 961 г; Иосафат 914 г. 921 г; Иоарам 891 г. 900 г; Охозия 884 г. 893 г; Гофолия 884 г. 892 г; Иоас 877 г. 886 г; Амасия 838 г. 849 г; Озия 811 г. 835 г; Иоафам 759 г. 757 г; Ахаз 743 г. 742 г; Езекия 728 г. 729 г; Манассия 699 г. 699 г; Амон 644 г. 644 г; Иосия 642 г. 642 г; Иоахаз 611 г. 611 г; Иоаким 610 г. 604 г; Иехония 599 г. 600 г; Седекия 599 г. 599 г.; Разрушение Иерусалима 588 г; Царство иудейское, как мы уже заметили выше, окончилось взятием Иерусалима и Вавилонским пленом. Иехония и Седекия умерли в плену. По общему летосчислению, нами принятому, оно существовало около 392 лет.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ - Выражение «царство небесное» особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением «Царствие Божие», «Царство Христово», или просто словом: «царство». Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное», — восклицал в пустыне Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель, разумея оное в первом смысле, тысяча  е. в смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного на землю от Бога Отца. Во втором смысле оно, очевидно, относится к уничтожению политической и религиозной иудейской системы и замены оных христианскою Церковью. В третьем смысле оно указывает на царство славы, имеющее быть в последний день, когда наступит новое небо и новая земля.
Соломона (iii) Царствование - «И жили Иуда и Израиль, — замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, — многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар 4:20-25). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12-ть областей, не соответствовавших, впрочем, 12-ти коленам Израилевым, и над каждою из них поставил особого приставника, которые, в свою очередь, должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (3 Цар 4). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось, как бы, «золотым веком» еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил, или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большею частью язычниц из окрестных народов — Моавитян, Аммонитян и другие Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода Идумейского. Во время покорения Идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими Идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет; здесь благосклонно принят был Фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у Фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя Сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей, и, повелительно; повелительное наклонение евши Иеровоаму взять из них 10-ть, сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем, Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранил повелительно; повелительное наклонение ения Мои, а отниму царство от рук сына его: тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повелительно; повелительное наклонение ения Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов». Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом: но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (3 Цар 11:1-40). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли; конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (2 Цар 7:14-15). Книга Екклезиаста, писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12,13). В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь Песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости; но при всем высоком поучительном ее содержании, она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь Песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждою душою верующею. В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самим животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты обо всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно И. Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 6:29). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: «царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона» (Мф 12:42).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО (чин коронации) - торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфирогенит (931-959) пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, — то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы». Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали русские великие князья, а затем цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковы дарованием не от человек, но по Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя». Сам Иван Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: «Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем». Чин венчания Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Евангелие от Иоанна или послание Иоанна  IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелительно; повелительное наклонение ении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды — сразу после крещения. Начиная с Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды — свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Митрополит Евангелие от Иоанна или послание Иоанна (Снычев)
РАЙ, Царство Небесное - место вечного блаженства людей, праведным образом проведших жизнь, первоначально отведено самим Богом для пребывания первых людей — Адама и Евы.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ - Царство Божие — место пребывания Христа и спасенных Им людей. Царство Небесное находится в христианине (Лк. 17: 21), Церкви (Мф. 18: 20), в духовном мире (Лк. 23: 43). После Страшного Суда Царство Небесное распространится на всю Вселенную (Отк. 11: 15). Царство Небесное относится к числу основных тайн христианской веры. Понять, что есть Царство Небесное, значит уже вступить в него.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757