Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

ареопаг

Большой энциклопедический словарь

АРЕОПАГ - ( греческий Areios pagos, букв. - холм Ареса),..1) в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов - представителей родовой аристократии...2) В переносном смысле - собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - смотрите также в ст. "Ареопагитики".
АРЕОПАГИТИКИ - религиозно-философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита (1 век ). Созданы не ранее 2-й пол. 5 век , обнаруживают зависимость от неоплатонизма, особенно от Прокла. Учение "Ареопагитики о боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказало большое влияние на философскую мысль Византии и Зап. Европы (Эриугена, Николай Кузанский).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

ареопаг - собрание авторитетных лиц Primo название верховного суда в Древних Афинах Ученый а.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Ареопаг - судилище, коллегия, синедрион, синклит, присутствие. Ср. <Суд>. См. суд

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

АРЕОПАГ - ареопага, малый или мужской род ( устаревший, устаревшая форма , теперь с ирон. оттенком). Судилище. Литературный ареопаг (литературные критики). (По названию верховного суда в древних Афинах Areios pagos, первоначально холм бога войны Ареса.)

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

ареопаг - ареопа́г -- ареопа́г, -а
Ареопагит - Ареопаги́т -- Ареопаги́т, -а: Диони́сий Ареопаги́т
Дионисий Ареопагит - Диони́сий Ареопаги́т -- Диони́сий Ареопаги́т
Псевдо-Ареопагит - Псе́вдо-Ареопаги́т -- Псе́вдо-Ареопаги́т, -а
Ареопагитики - Ареопаги́тики -- Ареопаги́тики, -ик

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

ареопаг - малый или мужской род
- - - 1) Высший орган судебной и политической власти (в Древних Афинах).
- - - 2) в переносном значении Группа авторитетных лиц, решающая какие-либо вопросы.

Библия. Энциклопедический словарь

АРЕОПАГ, - АРЕОПАГИТ (Деян 17:19-34) — второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом. Это было скалистое возвышение, или утес Ареоса, почти в самой средине города. Суд, собиравшийся здесь, имел главным делом дознания и судопроизводство о богохульствах против языческих богов; потому-то ап. Павел, так резко обличавший идолопоклонство Афинян и убеждавший их искать и служить Господу, как единому живому и истинному Богу, был приведен в ареопаг за проповедь о чужих божествах (Деян 17:18). Здесь-то, в виду множества храмов и алтарей, среди которых находился даже жертвенник неведомому Богу, в виду алтарей разнообразных языческих богов, апостол произнес свою высокую и глубоко — замечательную проповедь к Афинянам (Деян 17:22-34). В силу этой увлекательной проповеди некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, как, например, один из членов Ареопага — Дионисий, женщина Дамарь и другие с ними Место, на котором, как полагают, находился холм Арея, покрыто в настоящее время развалинами больших зданий: это, как думают, остатки домов Дионисия и Дамари, состроенных, без сомнения, незадолго до введения христианства в Афинах. Говорят, что заседания ареопага собирались только по ночам с тою целью, чтобы умы судей ареопагитов не развлекались ничем посторонним.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - (Деян 17:34) — член Афинского ареопага, обращенный к христианству проповедью ап. Павла, при его первом путешествии в Афины. Как член ареопага, он несомненно пользовался большим влиянием в среде своих соотечественников. Кроме краткого указания на него в князь Деяний существует еще предание, что он изучил философию в Афинах, а затем в Египте и что во время страданий Господа, находясь в Египте, он, когда необыкновенная тьма распространилась на земле, воскликнул: или сам Бог страждет, или Он состраждет страждущему. По свидетельству Евсевия, Дионисий был первым Афинским епископом и, по указанию Никифора, скончался мученически в этом городе в 96 году по Р. Х. в царствование Домициана. Память его совершается церковью 3 октября. В течение нескольких столетий под именем Дионисия существовали творения мистически-религиозного направления, имевшие особое влияние в средние века; но в настоящее время, по Библейской Истории митр. Филарета и других, они поставлены в числе сомнительных.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - апостол от 70–ти, епископ Афинский, священномученик († 96), родился в Афинах. Как и многие мыслители его родины, отправился в Египет, чтобы постичь древнюю мудрость. Это было в 33г. — как раз в страстные дни Спасителя. Когда Господь почил на кресте, «бысть тьма по всей земли». Эту тьму узрел сверху Дионисий, и, зная, как ученый, что солнечного затмения в этот день не предвиделось, он воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается». Когда сверху Дионисий вернулся в Афины, он был избран членом ареопага — высшего законодательного органа Греции. Потрясенный видением в Египте, он горячо уверовал во Спасителя; ап. Павел поставил его епископом Афин. Святитель сподобился видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву и присутствовать при ее погребении. После мученической кончины своего учителя ап. Павла сверху Дионисий продолжал его дело, подвизаясь в Западной Европе. В Лютеции Таллинской (совр. Париж) он был схвачен и обезглавлен. При этом было явлено чудо: святой после казни встал, взял свою голову и прошествовал с нею до храма, где и упал мертвый. святой Дионисий был автором ряда глубоких богословских трудов: «О Небесной иерархии (о силах бесплотных)», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «О мистическом богословии». Память сщмч. Дионисию отмечается 3/16 октября и 4/17 января (в Соборе 70–ти апостолов).

Большой юридический словарь

АРЕОПАГ - (rp. Areios pagos, букв. - холм Ареса) - 1) орган власти в Древних Афинах; назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя`. Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII век до новое, ново- э. пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал А. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью; 2) название Верховного суда в Греции.

Cловарь философских терминов

АРЕОПАГИТИКИ - АРЕОПАГИТИКИ — собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 век новое, ново- э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было в 1 век В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в 1 век До середины 5 век во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-либо ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы, а также и множественное число древний заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 век и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой систематически продуманное христианское учение: мир— иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом (возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания). А.— синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты. В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический (отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея, что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 век были переведены на латинский язык Эриугеной).
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757