Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

апостол

Большой энциклопедический словарь

АПОСТОЛ - христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова (1564).
АПОСТОЛ - Даниил Павлович (1654-1734), последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Северной войны и Персидского похода 1722-23.
МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ - Матвей Иванович (1793-1886), декабрист, подполковник в отставке. Брат И. И. и С. И. Муравьевых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", член Южного общества. Участник восстания Черниговского полка. Приговорен к 20 годам каторги. С 1826 на поселении в Вилюйске, Ялуторовске; с 1856 в Твери.
МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ - Сергей Иванович (1795-1826), декабрист, подполковник. Брат И. И. и М. И. Муравьевых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия". Один из директоров Южного общества, глава Васильковской управы. Республиканец. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Ранен в бою. Повешен 13(25) июля.
АПОСТОЛИКИ - (Апостольские братья), крестьянско-плебейская секта 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. в Сев. Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (ок. 1260), с 1300 возглавлял Дольчино.
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - анонимное раннехристианское сочинение, включенное в Новый Завет; продолжение Евангелий; повествует о распространении апостолами христианства после смерти Иисуса Христа. Вопрос о времени написания спорен; в советской науке преобладает датировка - 2-я четверть 2 век
ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ - раннехристианские сочинения, вошедшие в Новый Завет; церковной традицией приписываются отдельным апостолам. Затрагивают вопросы вероучения, культа, организации христианских общин.
АПОСТОЛОВО - город (с 1956) на Украине, Днепропетровская обл. Железнодорожный узел. 18,2 тыс. жителей (1991). Заводы: консервный, маслоделательный, железобетонных изделий, металлоконструкций для теплиц. Основан в 18 век
АПОСТОЛЫ - (от греческий apostolos - посол), в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов - ближайшие последователи ("ученики") Христа.
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция вг. Эчмиадзин.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

апостол - последователь и распространитель какой-нибудь идеи ( библейское имя; как принято в русской редакции Библии ) А. добра.
» апостол - апостол В христианстве: ученик Христа, распространитель его учения
» апостол - апостол богослужебная книга, содержащая "деяния" и "Послания апостолов"

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

АПОСТОЛ - малый или мужской род греческий ученик последователь, приверженец;
» АПОСТОЛ - учитель правоверия;
» АПОСТОЛ - название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие;
» АПОСТОЛ - книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство средний род звание, состояние, обязанности их. Апостольник малый или мужской род плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

апостол - смотрите также вестник

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

АПОСТОЛ - апостола, малый или мужской род ( греческий apostolos - посланец).
. . . 1. В евангелии - ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ).
. . . 2. в переносном значении Лицо, посвятившее себя проповеди какой-нибудь идеи ( слово книжное ). Апостол мира. Аксаков - апостол славянофильства. 3. Название церковной книги, заключающей в себе так наз. " Деяния Святых Апостолов апостолов", "Послания" их и "Апокалипсис" ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ).
АПОСТОЛЬСКИЙ - апостольская, апостольское ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Прил. к апостол в 1 значение

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

апостол - апо́стол -- апо́стол, -а (ученик Христа; последователь какой-нибудь идеи)
Апостол - Апо́стол -- Апо́стол, -а (книга)
Муравьёв-Апостол - Муравьёв-Апо́стол -- Муравьёв-Апо́стол, Муравьёва-Апо́стола
апостолат - апостола́т -- апостола́т, -а
апостолики - апосто́лики -- апосто́лики, -ов, единственное число -лик, -а
апостолический - апостоли́ческий -- апостоли́ческий
Деяния Святых Апостолов апостолов - Дея́ния апо́столов -- Дея́ния апо́столов (часть Нового Завета)
апостольник - апо́стольник -- апо́стольник, -а
апостольский - апо́стольский -- апо́стольский
апостольство - апо́стольство -- апо́стольство, -а
апостольствовать - апо́стольствовать -- апо́стольствовать, -твую, -твует

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

апостол -
1. малый или мужской род
- - - 1) Каждый из двенадцати учеников Христа, проповедовавших его учение.
- - - 2) в переносном значении Последователь, проповедник какого-либо учения, какой-либо идеи.
2. малый или мужской род Христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета ( Деяния Святых Апостолов и Послания апостолов, Апокалипсис).
апостольский -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : апостол (1*), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный апостолу (1*), характерный для него.
- - - 3) Принадлежащий апостолу (1*).
2. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : апостол (2*), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный апостолу (2*), характерный для него.
- - - 3) Принадлежащий апостолу (2*).

Библия. Энциклопедический словарь

АПОСТОЛ - (Мф 10:2; посланник) — слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета (Евр 3:1, Мал, 3:1), потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий (Деян 1:15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10-й главе (5-42) Евангелия Матфея, и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, на сколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как, например, Петр, Андрей, Филипп и другие Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: Все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали (Ин 15:27, Деян 1:22, 1 Ин 1:3). Все они были призваны или избраны самим Господом (Лук. 6:13, Гал 1:1). Даже апостол Матфий не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было по воле Божией (Деян 1:24-26). Они были вдохновляемы Духом Божиим (Ин 16:13). Они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары (Мк 16:20, Деян 2:43, Евр 2:4). Кроме 12-ти апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских (Чис 10), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте облечены были тою властью и силою, каковою облечены были первые. Называются в Свящ. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия (2 Кор 8:16-24, Фил 2:25-30). Наконец апостолами называются в христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, сверху равноапост. цари Константин и Елена, сверху равноап. Нина, просветительница Грузии, свв. Мефодий и Кирилл, сверху равноап. великий князь Владимир и другие
ИОАНН — АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ - (Мф 4:21) — один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Зеведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравн. 27:56 Матфея и 15:40-41 Марка) Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Он был также братом Иакова, тоже апостола. В Свящ. Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти. На основании слов ев. Марка (1:20), Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а (18:15), можем думать, что Евангелие от Иоанна или послание Иоанна принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству, и что кроме дома на берегах Галилейского озера он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в немецкий В первый раз упоминается он в Еванг. от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а (1:35) как один из учеников Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя. Это обстоятельство, связывавшее Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которою он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий (Ин 1:36), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению тайн Божиих, сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством и занимался починкою рыболовных сетей, когда Иисус после чудесной ловитвы рыб повелительно; повелительное наклонение ел ему следовать за Собою, и таким образом призвал к апостольскому служению (Мф 4:21). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенною любовью и нежностью к нему Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа, — нет, мало того, к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус (Ин 19:26) и который возлежал у груди Иисуса (Ин 13:23-25). За сию-то пламенную любовь и ревность по Иисусе он, может быть, и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес, тысяча  е. сынами громовыми (Мк 3:17). Действительно, эта любовь и ревность не имели еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов (Мк 9:38-40), из желания Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а со своим братом низвести огонь с неба на Самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим (Лк 9:51-56), из просьбы Саломии, матери Иакова и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, обращенной к Господу о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его (Мф 20:20). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество — присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Лк 8:51), при славном Его преображении на Фаворе (Мф 17:1) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском (Мф 27:37). Затем мы видим Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а на Тайной вечери, возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе (Ин 13:23-25). Он с Петром сопровождал Господа по взятии Его воинами, во двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе с Его Матерью, и принял последнее Его завещание касательно Богоматери (Ин 19:25). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что тело Иисуса взято из гроба, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести (Ин 20:1-10). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере, куда он возвратился, вероятно, для обычных занятий рыболовством (21:1). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: «это Господь!» (ст. 7). Замечательно тесное общение сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а с Петром, и в последующее время Петр и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна находятся вместе с прочими апостолами в день Вознесения и Пятидесятницы, вместе входят они в Иерусалимский храм помолиться ( Деяния Святых Апостолов 3:1); вместе свидетельствуют о Христе, невзирая на угрозы синедриона (4:13); вместе они посылаются прочими апостолами в Самарию — помолиться за Самаритян о низведении на них святой Духа (8:14); вместе они присутствуют в 50 году на соборе апостольском (Деян 15:1-33). Подробности остальной жизни апостола и еванг. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а не помещены в князь Деяний апостольских. Можно предполагать, что сей апостол оставался в Иудее до самой смерти Богоматери. Промысл Божий оставил его на земле жить долее прочих апостолов, как преимущественно неразлучного самовидца Бога-Слова. Голос других самовидцев Слова уже умолк в шуме гонений; уже ап. Петр умер на кресте, как предсказал Господь; уже учителю языков была отсечена глава, уже и других апостолов самовидцев не было в живых; самое место, откуда вышли апостолы для всемирной проповеди, было разрушено. Один Евангелие от Иоанна или послание Иоанна еще трудился на поприще своего апостольского служения. Но, вот, возгорелось страшное гонение на Христиан при Домициане. Пламя гонения из Рима распространилось и на Малую Азию и наг. Ефес, служивший местом апостольской деятельности ев. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а. Во время сего гонения, ап. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, отправленного в узах из Ефеса в Рим, хотели отравить ядом, но яд чудесно не подействовал; потом бросили его в котел с кипящим маслом, но и отсюда он вышел невредимым. Тогда Домициан приказал сослать его в заточение на о. Патмос, лежавший в Егейском море, на котором, впрочем, он находился недолгое время, так как по смерти Домициана гонение скоро кончилось, и он, получив свободу, возвратился снова в Ефес, и с новою ревностью занялся благоустройством Церкви несмотря на свои преклонные лета. Вот некоторые из сохранившихся преданий из последних дней жизни апостола. Ев. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна любил юношу, который, по несчастию, совершенно развратился и сделался начальником шайки разбойников. С горестью узнав об этом, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна сам пошел искать его, и, схваченный передовою стражею, был приведен к нему. Узнав Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, юноша от стыда пустился, было, бежать, но умоляемый преследующим его апостолом остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол пал перед ним на колена и умолял его возвратиться немедленно к прежней доброй жизни. Глубоко тронутый юноша раскаялся, и оставил свою порочную жизнь. Когда престарелый ученик Господа не мог уже входить, и был вносим в собрание для проповеди, он постоянно повторял одни и те же слова: «Дети мои, любите друг друга», и когда его спрашивали: зачем он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «это заповедь Господня, и она одна заменяет все остальные». Еванг. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна скончался 94 лет от роду, в царствование Траяна, и погребен в Ефесе. Память его 8 мая и 26 сентября.
ИУДА АПОСТОЛ - (Лк 6:16, Ин 14:22, Иуд. 1:1), иначе называемый Фаддеем, один из братьев Господа по плоти, брат сверху апостола Иакова меньшого. Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а (14:22), когда Иуда во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало. По преданию, он проповедовал Евангелие сперва в Иудее, Галилее. Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии, Месопотамии, и, наконец, в Персии и Армении и кончил свою жизнь мученически, именно, сначала был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. Память его празднуется Церковью 19 и 30 июня.
ПАВЕЛ АПОСТОЛ - (меньший; Деян 13:9-16, 43-50, 14:9 и прочее ). Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл, что значит выпрошенный, вымоленный, и уже спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян 9:11, 21:39), славившегося в то время образованностью своих жителей, и пользовался правами римского гражданина (Деян 22:28,29); по происхождению своему он был еврей и принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию к известнейшей секте фарисейской, равно как и его отец. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени (Деян 5:34), он сделался ревнителем отечественного закона и горячим защитником отеческих преданий (Гал 1:14); вместе с тем по обычаю своего народа он был обучен ремеслу, именно деланию палаток. Начало его пребывания в Иерусалиме принадлежало к раннему времени по Р. Х. (Деян 26:4), и, вероятно, он был 22 или 25-ти лет от роду, когда Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение. Евангельская проповедь апостолов и, особенно, преславное событие — воскресение Христово из мертвых, которое они главнейшим образом проповедовали, возбудили сильное негодование среди евреев, что и выражалось неоднократно еще задолго до обращения Савла в христианство в явном гонении против христиан. Стефан, красноречивый и мужественный защитник новой христианской религии, был схвачен и побит на смерть камнями. В числе зрителей, может быть, зачинщиков этого кровавого дела, находился и Савл, который, как можно полагать из обращения с ним убийц, и по его собственным словам, был вполне единомышлен с ними в означенном преступлении (Деян 7:58, 8:1, 22:20). Его природные свойства, таланты и воспитание сделали его, так сказать, главою гонения на апостолов и их последователей, и он действовал на этом поприще с необыкновенною ревностью: «верующих в Господа заключал в темницы и бил в синагогах», свидетельствует он о себе (Деян 19:22). Он даже достал себе полномочие от первосвященников иудейских отправиться в Дамаск, в котором скрылись многие из учеников Христовых после убиения Стефана, с тем чтобы всех последователей Христовых, которых только мог найти, без различия пола и возраста, привести в оковах в Иерусалим на истязание. Но вот на пути в Дамаск его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения (Деян 22:11). В то же самое время Господь Иисус Христос открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит (Деян 26:15. Ср. 1 Кор 15:8). С этого времени он сделался совершенно новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников (Деян 26:17). Вскоре затем последовало чудесное возвращение ему зрения и его крещение, и вот мы видим его ревностно проповедующим ту самую христианскую веру, которую он первоначально гнал с такою жестокостью (Деян 9:20,21, Гал 1:16). Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою энергию и деятельность. Чудеса, им совершенные, церкви им основанные, речи, им произнесенные, послания, им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа, и, наконец, действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною (как полагают при импер. Нероне в Риме в 64 г. по Р. Х.) — все это, несомненно, доставляет ему неотъемлемое право на высокое звание первоверховного апостола. Память ап. Павла празднуется церковью вместе с памятью ап. Петра 29 июня. Ни один апостол не оставил нам столько писаний, как ап. Павел. Он написал 14 посланий, которые всегда признавались Церковью за источник истинного учения христианского. Они суть следующие: Послание к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесенам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к евреям. Относительно этих посланий нужно заметить, что одни из них писаны до первых уз ап. в Риме, другие во время самых уз, иные после освобождения от первых уз и, наконец, иные во время последних уз его.
ПЕТР АПОСТОЛ - (скала, камень; Ин 1:40) — сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Ин 1:42, Мф 16:18). Семейство его жило в Капернауме (Мф 8:14, Мк 1:24, Лк 4:38); по роду своих занятий он был рыбарь (Лк 5:1-3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лк 5:6-9), в таком количестве, что даже «сеть у них прорывалась». Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. «Выйди от меня, Господи! — воскликнул Петр при сем событии, — потому что я человек грешный». О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мф 14:29). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мф 16:16). Впрочем, его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: «отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн. Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:22-23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: «не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:67-69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так, ап. Петр с Иаковом и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лк 8:51). Вместе с Иаковом и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, во время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф 26:36-56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и, ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Ин 18:10). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: «Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век». Когда же Господь сказал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», он впал в другую крайность и воскликнул: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 13:8-9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, «Петр сказал Ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». На это сказал ему Господь: «душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды» (Ин 13:37,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. «И, вышел вон, — замечает Евангелист, — он плакал горько» (Мф 26:75). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повелительно; повелительное наклонение ение: «идите, скажите ученикам и Петру» (Мк 16:7). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: «паси овец Моих» (Ин 21:16). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом он исцелил хромого при вратах храма, причем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими (Деян 4:19-20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и, наконец, скончался мученически в Риме. Существует предание, что римские христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р. Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. святой Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того, особо, 16 января — поклонение честных вериг сверху и всехвального ап. Петра. Ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.
ФИЛИПП АПОСТОЛ - (Ин 1:43-44, Мф 10:3, Мк 3:18, Лк 6:14, Деян 1:3) — один из 12-ти. Об его жизни до призвания к апостольству нам ничего неизвестно, кроме того, что он был уроженцем Вефсаиды, по словам евангелиста, «одного города с Андреем и Петром» (Ин 1:44). Он нисколько не колебался и не медлил, когда услышал Божественное призвание Господа: «иди за Мною». О нем упоминается в Евангелии также во время чудесного насыщения Господом нескольких тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. Господь Иисус сказал ему тогда: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Филипп отвечал на это: «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Когда Еллины обратились к Филиппу со следующею просьбою: «Господин, нам хочется видеть Иисуса», — он не осмелился лично заявить об их желании Господу, но предварительно сказал об этом Андрею, а затем Андрей и Филипп уже вместе сказали о сем Господу Иисусу (Ин 12:22). После тайной вечери, когда Господь в прощальной беседе с апостолами возвестил им о Своем отшествии к Отцу, Филипп под влиянием чувственных и земных представлений сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и этого будет нам довольно» (Ин 14:8). По вознесении Господа на небо, он упоминается вместе с прочими апостолами, пребывавшими в Иерусалиме в горнице в ожидании сошествия святой Духа (Деян 1:13-14). Предание говорит, что он впоследствии времени проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и скончался мученически при Домициане, именно распятый на кресте в Иераполе. То же предание гласит, что он был женат и имел трех дочерей. Память его празднуется сверху Церковью 14 ноября.
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ, - или Книга Деяний сверху апостолов. См. Лука.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

СОБОР 70-ти АПОСТОЛОВ - Помимо 12-ти апостолов, благословленных на проповедь самим Спасителем, Господь избрал еще и 70 апостолов. Некоторые из них упоминаются в Деяния Святых Апостолов х и Посланиях апостолов, но большинство известны только по церковной истории (акты мученичеств — мартирии) и церковным преданиям. Собор 70-ти апостолов: Иаков, брат Господень, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосия (Иуст), Фаддей, Анания, первомч. архидиакон Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул, Родион (Иродион), Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гай, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп (Олимпан), Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, Артем, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит, Симеон Нигер. Собор 70-ти апостолов празднуется 4/17 января.
СОБОР СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ти АПОСТОЛОВ - на следующий день после праздника первоверховных апп. Петра и Павла вспоминаются вкупе все 12 первых учеников, апп. Христовых, тысяча  н. малый их круг. Творится совместная память апостолам: Андрею Первозванному (память 30 ноября/13 декабря); Иакову Зеведееву (память 30 апреля/13 мая); Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Богослову (память 26 сентября/9 октября); Филиппу (память 14/27 ноября); Варфоломею (память 11/24 июня); Фоме (память 6/19 октября); Матфею (память 16/29 ноября); Иакову Алфееву (память 9/22 октября); Иуде (не Искариотскому), брату Господню по плоти (память 19 июня/2 июля); Симону Зилоту (память 10/23 мая); Матфию (память 9/22 августа). Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов празднуется 30 июня/13 июля.

Словарь астрологических терминов

АПОСТОЛЫ -
ученики Иисуса. Традиция связывать имена 12 апостолов с 12
знаками Зодиака зародилась еще в первые века христианства, не без
влияния иудейской традиции распределять таким же образом имена 12
сыновей Иакова (Двенадцать колен Израилевых,  смотрите также  ). О попытках
"христианизации" звездного неба  смотрите также   Шиллер, Юлиус. В разных
источниках "привязка" апостолов к знакам осуществляется по-разному:
           Фред Геттингс      Юлиус Шиллер            Бруно Хубер
---------------------------------------------------------------------
Овен            Симон           Петр                    Петр
Телец           Фаддей          Андрей                  Андрей
Близнецы        Матфей          Иаков Старший           Иаков Старший
Рак             Филипп            Евангелие от Иоанна или послание Иоанна                       Евангелие от Иоанна или послание Иоанна  
Лев             Иаков Старший   Фома                    Филипп
Дева            Фома            Иаков Младший           Варфоломей
Весы              Евангелие от Иоанна или послание Иоанна             Филипп                  Матфей
Скорпион        Иуда Искариот   Варфоломей              Фома
Стрелец         Петр            Матфей                  Иаков Младший
Козерог         Андрей          Симон                   Фаддей
Водолей         Иаков Младший   Фаддей                  Симон
Рыбы            Варфоломей      Матфий                  Матфий
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757