Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

антропология

Большой энциклопедический словарь

АНТРОПОЛОГИЯ - (от антропо... и... логия), наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 век Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 век усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - смотрите также Философская антропология.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - в широком смысле - учение о природе (сущности) человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 век , преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (А. Гелен), "культурантропологии" (Э. Ротхаккер и другие ), экзистенциализма, структурализма и другие Имеются также попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и другие ).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

антропология - наука о биологической природе человека

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

АНТРОПОЛОГИЯ - женский род греческий наука о человеке; человековедение; учение о человеке, как о животном и о духе; по плоти человека, это анатомия и физиология; по духу его, психология, наука о теле и о духе, душе. Антропологический, антропологичный, к сему относящийся. Антрополог малый; мужской род сведущий в науке этой, более в значении психолог, душеслов. Антропотомия женский род биотомия, анатомия человека, учение о строении тела его. Антропоморфизм малый; мужской род очеловечение, олицетворение; придание вымышленному божеству человеческого образа, изображение богов в виде людей. Антропоморфические вымыслы древних. Антропофаг малый; мужской род людоед, человекоед.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

АНТРОПОЛОГИЯ - антропологии, множественное число нет, женский род (от греческий anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

антропология - антрополо́гия -- антрополо́гия, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

антропология - женский род Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.

Энциклопедический словарь медицинских терминов

антропология - (антропо- + греческий logos учение) - наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.
антропология физиологическая - раздел антропологии, изучающий нормальные вариации физиологических функций в возрастном, половом, расовом и географическом аспектах.

Cловарь философских терминов

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ( греческий anthropos—человек н logos — учете, слово) — 1) философское учение о человеке, получившее широкое развятяе в последние годы, нек-рымн философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая яа вопрос “что такое человек?”, синтезирующая объективио-научное и ценностное видение человека я мвра; 2) течение в соар. философской мысли, окончательно сложившееся после 2-й мировой войны в Зап. Германия. Осн. идея и методологические установки фунт; фут а. восходят к работам М. Шелера “Положение человека в космосе” (1928), Г. Плессяера “Ступе— органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928). Представители фунт; фут а,— Г. Хенгетеяберг. А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и другие — ориентируются иа создание “синтетической” концепции человека, видят в философии учение “о сущности и сущностиой структуре человека”, “о человеке с точки зрения самого бытия человека”. Анализируя “субстрат” и “сущность” человека, представители фунт; фут а. сводят субстратную сторону к сущностной или, наоборот, сушностную — к субстратной. В рамках подобное интерпретации прослеживаются биологическая н функ-цноналистская ветви совр- Ф. а. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плаве идеалистического натурализма н биологизма. Сторонники фуикционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений н интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Обращение “антропологов” к этим проблемам — гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от “культурной антропологии” Кассире-ра. М. Ландмана до “реалистической антропологии” Г.-К- Кадьтеибруннера. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма в рамках Ф. а. порождает модель человека как “устремленной к себе индивидуальности”, социальные связи к-рой изображаются в виде зависимостей от “потустороннего” начала. Подобные выводы затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из “вневременного” смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. Отождествление “подлинного” марксизма с учением о “тотальном человеке” — теоретическая основа “философии надежды” Блоха, “абстрактного гуманизма” Э. Фишера и тому подобные
Это интересно


Россия