Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

акафист

Большой энциклопедический словарь

АКАФИСТ - (поздне греческий akathistos, от а - отрицательная приставка и греческий kathizo - сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

акафист - Род хвалебного церковного песнопения

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

АКАФИСТ - малый или мужской род неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и сверху угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник малый или мужской род сборник акафистов, книга.
» АКАФИСТ - Любитель, акафистов.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

акафист - хвалебен, гимн

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

АКАФИСТ - акафиста, малый или мужской род ( греческий akathistos - букв. такой, во время которого не сидят) ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Род хвалебного церковного песнопения.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

акафист - ака́фист -- ака́фист, -а
акафистник - ака́фистник -- ака́фистник, -а
акафистный - ака́фистный -- ака́фистный

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

акафист - малый или мужской род
- - - 1) а) Песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, исполняемое в христианском богослужении стоя. б) Церковная служба, во время которой исполняется такое песнопение.
- - - 2) Книга с текстами таких песнопений.
акафистный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : акафист (1), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный акафисту (1), характерный для него.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ - В Русской Православной Церкви, в будние дни Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда (Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный гимн «Акафист Пресвятой Богородице» в ознаменование чудесного спасения древней христианской столицы от неверных (672 и 717). Акафист значит «неседальная молитва», тысяча  е. при чтении Акафиста не разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе, а в X в. было внесено сверху Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В 1070 Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской лавре. На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист — одно из самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные кондаки и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон. Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной и многими другими образами. Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так, например, в икосе поется: «Радуйся, царство нерушимое стено», и в алтарном своде Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери «Нерушимой Стены» (1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее «малый плат» (сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным платом — убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями. Богоматерь «Нерушимая Стена» молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине «О Василии и Батые», говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу — Евангелие и не столько читает, сколько плачет. «Это плачет Богородица, оплот города, стена Мать городовая», предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях «слезно плакала Богородица, предвещая бедствие». Богоматерь «Нерушимая Стена» изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла. В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно, первые рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в Акафисте. Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Богоматери. Прославление идет от лиц различных групп: ангелов, пастухов, волхвов, египтян. Слова выражены в соответствующих образах: ангелы поют «Радуйся, Невесто Неневестная», пастухи восклицают «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати», волхвы — «Радуйся, Мать Звезды незаходимой», египтяне — «Радуйся, море, потопившее Фараона». В XVI-XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. В московской церкви Грузинской Богоматери икона Благовещения Симона Ушакова обрамлена двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, тысяча  е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Для топографии города Ушаков, видимо, черпал сведения из рассказов паломников и летописи. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери и Ее мафорий, у моря. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патр. Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Странно видеть на молельной иконе картину боя и жестокости человеческого убийства. Но святой Писание говорит о войнах даже на небесах: «и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Апок. 12: 7) — и бои воспеваются как должная победа добра над злом в Псалмах Давида (17: 38-46). Н. Ш.
АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ - («Предвозвестительница»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Помощница в борьбе с католицизмом. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы сверху Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась папе. Явившись в обителях Святой Горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению. Были случаи увлечения, но большая часть иноков с твердостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием. Так, силою Божиею, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря подвизавшийся в уединении некий старец пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою и вдруг услышал голос от иконы: «Радуйся и ты, старец Божий!» Старец затрепетал от страха. «Не бойся, — продолжал голос от иконы, — но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются». Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди него. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви, обещая за это всякие милости и много золота. «У нас глава Церкви — Христос, — отвечали иноки с башни, — и мы все скорее умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием». — «Так умирайте же!» — с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было 10 октября 1276. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой. Празднуется 10/23 октября. Прот. И. Бухарев
АКАФИСТНАЯ ХИЛЕНДАРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 от неосторожности экклезиарха загорелся в главном соборе монастыря иконостас, где стояла сия сверху икона. Иконостас едва не испепелился весь, но икона нисколько не пострадала от огня. Во время пожара читан был пред нею акафист, почему она и получила название Акафистной. Есть предание, что сверху Савва Сербский во время строения своей Хилендарской обители при случившейся нужде получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря, и, обретши его, много ускорил делом. Празднуется 12/25 января. Прот. И. Бухарев
Это интересно


Россия